Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реформы без учителя?

1 сентября, 2001 - 00:00

Олег ПАНЬКИВ, директор средней общеобразовательной школы села Ясень Ивано-Франковской области, учитель физкультуры с 26-летним стажем , считает, что для того, чтобы можно было что-то изменить в образовании, нужно существенно улучшить материально-техническую базу школы, которая и изменит сам процесс обучения. Следующим шагом, считает Олег Николаевич, должно стать создание условий для привлечения на работу в школы качественных педагогических кадров.

Молодой учитель физмат- лицея № 208 Елена ПАВЛЮК с горечью отметила, что многие очень хорошие преподаватели, с которыми она работала, оставили любимую работу и ушли из школы потому, что их некому было материально обеспечивать. Учительница считает, что дети должны получать все самое лучшее, и в первую очередь — высококлассных учителей, что нужно обязательно что-нибудь сделать, чтобы заинтересовать учителя в результатах своего труда, «ведь страшно, что даже сами учителя перестают ценить значимость своей профессии». Елена Павлюк предлагает ввести в школе изучение предметов по выбору, в котором помогала бы ориентироваться школьная служба психологов.

Система образования в Украине в целом пока еще остается достаточно консервативной. От того, как подготовлены сегодня учителя, как организована работа школ, как действует образовательная иерархия, как относятся просвещенцы, а также и те, кто принимает политические решения, к образованию и его модернизации, будет зависеть и результат реформирования. Ведь самые ценные нововведения в ситуации, не подготовленной к изменениям, не дадут положительных результатов, а только создадут плохую репутацию реформам как таковым. Нам же предстоит воспитывать подрастающих граждан нашей страны способными жить и продуктивно работать в обществе, которое становится все более динамичным и сложным.

Будущая абитуриентка педагогического университета, а пока что ученица 11 класса школы № 302 Киева Олеся КАРЛОВА , которая хочет быть психологом, о своем видении основных моментов реформирования образования говорит следующее: «Становление характера происходит в школьном возрасте. В это время подросткам особенно важна поддержка старших, поэтому нужно менять отношение учителя к ученику на такое, когда ученик видит в своем учителе друга и воспитателя. А еще в школе должны преподавать не отдельные предметы, а культуру жизни. Я бы ввела в школьное расписание такой предмет, как психология, чтобы научить людей лучше понимать друг друга. Чтобы усилить патриотическое воспитание, нужно создавать такие общества, которые могли бы реализовывать возможность молодежи делать что-то полезное для своей страны».

Разговор же со студентами старших курсов столичного педуниверситета имени Драгоманова педагогического вуза получился очень грустным — большинство не собирается работать в школе только из-за низкой оплаты педагогического труда, хотя считают учительскую профессию привлекательной для себя. Естественно, что о реформировании образования эти ребята пока не думают...

Научный сотрудник лаборатории педагогических инноваций института педагогики АПН Украины Вера ЧУДАКОВА исследовала мотивы, которые побуждают учителя к инновационной деятельности, факторы, которые влияют на это, преграды и сложности, возникающие при внедрении инноваций. Результаты ее работы продемонстрировали, что в большинстве своем учителя не столько беспокоятся о материальных прибылях от своей инновационной деятельности, сколько об общественно-моральном признании своей работы и уменьшении для них почасовой недельной нагрузки для освобождения времени для творчества. Однако исследования показали, что больше половины тех, кто занялся инновационной деятельностью, вынуждены были ее прекратить из-за недостатка материальных средств. Внешним же фактором, который содействует нововведениям в школе, является атмосфера в педагогическом коллективе, в создании которой большую роль играет директор школы. «Профессиональное самоусовершенствование, — говорит Вера Петровна, — результат сознательного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которой он реализует потребность вырабатывать в себе личностные качества, которые соответствуют социальным требованиям, условиям профессиональной деятельности и личностной программе развития и которые приносят успех как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом. Психология же управления самоусовершенствованием педколлектива состоит из оценивания и коррекции мотивационной среды учебного заведения и самоусовершенствования отдельных членов коллектива, в формировании их готовности к инновационной деятельности».

Работа учителя с каждым годом становится все более сложной: глобальный рынок постоянно повышает планку своих требований к школе. Учителям нужно все больше и больше удовлетворять потребности учеников, разнообразные и каждый раз новые, не отставать от стремительно меняющихся технологий в своей области, а также соответствовать требованиям всех слоев населения относительно безупречности во всех отношениях.

К сожалению, в школах Украины пока еще не созданы условия для того, чтобы учитель стал творческой личностью, и большинство учителей по старинке продолжают ждать указаний сверху. Сегодня в школе нужно создавать модель будущего общества, а учителю предстоит стать экспертом по изменениям. При зарплате учителя в два раза меньшей прожиточного минимума этих проблем не решить, однако и решение проблемы оплаты само по себе ситуации не изменит, так как творческую личность может воспитать только творческий учитель.

Продолжение темы на странице "Подробности"

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ