У нас прижилась глупая пословица, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. К сожалению, в Украине правила дорожного движения и другие правила, которых необходимо придерживаться пешеходам и водителям, ежедневно, ценой собственной жизни, нарушают десятки людей. Результат просто ошеломляющий: с начала года, по данным МВД, на дорогах погибли 3700 человек. К этой цифре стоит прибавить еще 32 тысячи раненых и мы получим ужасную картину — не надо и терактов...
Как утверждают специалисты, причины такого состояния следует рассматривать в комплексе. Временно исполняющий обязанности министра МВД Михаил Корниенко считает, что существует целый ряд субъективных факторов, которые влияют на безопасность движения на автодорогах. «В первую очередь, это нарушение правил дорожного движения. Сколько раз пешеходы перебегают дорогу на красный свет, а водители несутся с безумной скоростью, обгоняя целый караван автомобилей, или не обращают внимания на закрытые шлагбаумы или присутствие милиционеров! И ни один из участников дорожного движения ни минуты не задумывается над тем, что из-за спешки и невнимательности он может навредить и себе, и другим, — отмечает он. — Также очень часто причиной ДТП является то, что немало водителей не знают элементарных правил дорожного движения. Это страшно. И ответственность за это должны нести автошколы. Ныне в Украине их действует почти три тысячи. Ежегодно они выдают удостоверения полумиллиону водителей. Как свидетельствует практика, 50% этих «горе-шоферов» сдают экзамены не по первому разу, а если и сдают, то благодаря взяткам. Тогда и имеем на дорогах неопытных водителей с «липовыми» удостоверениями».
Вторая причина аварий — несовершенное состояние дорог. Директор ГП «Укравтодор» Александр Голоцван отмечает, что на высококачественное покрытие, установку дорожных знаков и разметку иногда не хватает средств. «Но мы делаем все возможное, чтобы содержать автодороги в надлежащем состоянии, — убеждает он. — Кроме обустройства дорог техническими средствами дорожного движения, мы устанавливаем видеонадзор на опасных участках дороги. Видеокамеры уже работают на горных перевалах Запорожской и Львовской областей, а также на отрезке трассы Киев — Борисполь — от 18-го до 33-го километра. Датчики, которые установлены на видеокамерах, дают нам возможность следить за температурой покрытия и за скоростью автомобилей».
Среди иных причин автомобильных аварий начальник Центра безопасности дорожного движения при ГАИ МВД Украины Василий Зайченко выделяет переутомление водителей и неблагоприятные погодные условия (снег, дождь, жару и тому подобное). По его словам, водители дальних перевозок после четырех-семи часов, проведенных за рулем, должны во всяком случае час отдыхать. Но к этим требованиям безопасности мало кто прислушивается. Работникам ГАИ не привыкать к тому, что водители выезжают на проезжую часть на неисправном автомобиле (последствия — известны). «К ряду этих факторов нужно прибавить строительство городских сооружений прямо на дороге, — продолжает Василий Зайченко, — отсутствие знаков парковки на улицах, неорганизованное движение маршрутных такси, которые останавливаются там, где этого хочет пассажир, но не разрешают правила, а также внегаражное хранение транспортных средств, т.е. на стоянках без надлежащих условий безопасности».
Кажется, определять причины аварий все умеют. Но почему не берутся их устранять? Михаил Корниенко убежден, что создать эффективный план улучшения безопасности движения на дорогах можно только общими усилиями министерств внутренних дел, транспорта, экономики, здравоохранения и других причастных к этому ведомств Украины. И принимать этот план действий нужно как можно скорее, потому что Украине нужно достойно встретить Евро-2012. Как утверждают представители этих ведомств, теперь все они разрабатывают меры улучшения безопасности дорожного движения.
Исполняющий обязанности начальника Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Семеникин предлагает установить видеонадзор на всех важных транспортных артериях страны, фиксировать прибытие на место ДТП медиков и «эмчеэсников», создать единый государственный реестр перевозок пассажиров и грузов, вести учет всех правонарушений, а также сделать более жестким технический осмотр и устанавливать тахографы — регуляторы скорости.
По мнению исполняющего обязанности заведующего сектора безопасности жизнедеятельности Министерства образования и науки Светланы Коваленко, без общегосударственной системы переподготовки водителей не обойтись, ведь безответственность и безграмотность водителей на дорогах — вопиющая, а за нарушение правил водителям часто удается избежать наказания. По данным ГАИ, только каждый четвертый правонарушитель привлекается к ответственности, а из пяти миллионов протоколов, которые составляют ГАИ за год, рассматривается только один миллион. Кроме того, нередко водители отказываются уплачивать даже минимальные штрафы — в размере восьми гривен. Как утверждает Коваленко, аттестация должна включать проверку знаний работников учебных заведений, в частности и автошкол, разработку учебных программ для различных категорий водителей и тому подобное. А чтобы сократить детский травматизм на дорогах, пани Светлана предлагает обстоятельнее изучать правила дорожного движения в дошкольных и школьных заведениях.
Однако все эти предложения так и останутся зафиксированными на бумаге, если из госбюджета на 2008 год не выделят необходимой суммы, убеждены чиновники и еще раз напоминают, что Украина часто имеет проблемы с финансированием важных для общества проектов. Как следствие — старейший в Европе автопарк и высший среди европейских стран уровень смертности на автобусах.
«Причина этого явления — простая, — объясняет директор ГП «Укравтопром» Любомир Крайник. — В Украине существуют слишком упрощенные требования по переоборудованию автобусов и фургонов. И пока мы не уравняем таможенные тарифы к новым автомобилям и тем грузовикам, которые переоборудуют для перевозок пассажиров, до тех пор камень не сдвинуть с места. К тому же в наше время очень трудно найти виновного в той или иной проблеме, поскольку нет четкого распределения функций и обязанностей между ведомствами, которые отвечают за безопасность движения на автодорогах».
Каждый участок перечисленных экспертами задач вскоре будет выписан в специальной программе, над которой сейчас работают несколько министерств. Точной суммы для ее финансирования пока что никто называть не берется (счет идет на миллионы), та же ситуация — со сроками проведения «дорожных» реформ. Но уже через две недели руководство ГАИ, МВД, транспорта, образования, здравоохранения и экономики и представители других структур запланировали собраться опять — на этот раз уже для предметного разговора и принятия конкретных решений по программе.