Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Резонансные дела как тест системе

7 августа, 2009 - 00:00

С момента задержания экс-генерала Алексея Пукача отечественные СМИ оставили тему «охоты на Валерия Олийныка» компанией из представителей правоохранительных органов и народного депутата Виктора Лозинского. Переключили внимание на бывшего начальника «наружки» МВД Украины. Единственного, по сути, человека, который может пролить свет на заказчиков убийства журналиста Гонгадзе, так как экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко и руководителя аппарата МВД Эдуарда Фере уже нет в живых. Основной посыл многих масс-медиа, несмотря на сообщения о заказчиках и фрагментах черепа — это неверие в то, что убийство журналиста Гонгадзе может быть раскрыто до конца. Об этом сказала Леся Гонгандзе в интервью «Немецкой волне». Об этом в интервью газете «Левый берег» заявил и неназваный высокопоставленный чиновник в СБУ: «Пукача посадят как исполнителя, и дело будет закрытого. А мы так и не узнаем всей правды».

Здесь очень важно остановится на это теме более подробно и не попасться на ту уловку, на которую сознательно или несознательно попадаются многие журналисты. Речь идет о том, что большинство представителей СМИ, говоря о Пукаче, акцентируют внимание на том, что все, что происходит вокруг экс-генерала — это чистый пиар. Возможно, на это у них есть основания, так как с момента задержания Пукача заявления и комментарии по этому поводу не делал только ленивый. Но появившаяся днями очередная информация о Пукаче заставляет задуматься.

«Україна молода» со ссылкой на «источник, приближенный к правоохранительным органам» сообщила, что в камере следственного изолятора СБУ, где содержится бывший генерал Пукач, найдена полутораметровая веревка. «Появляется вопрос: как этот предмет мог попасть туда, и с какой целью? Ведь длины шнура хватило бы, чтобы Пукач наложил на себя руки. Следовательно, можно говорить, что некто сознательно подталкивает главного фигуранта по делу об убийстве журналиста Гонгадзе к самоубийству», — сообщил изданию его собеседник.

Правда, чуть позже данную информацию УНИАН прокомментировала Генеральная прокуратура Украины. «Этого не может быть априори. У двери камеры постоянно дежурят бойцы спецподразделения СБУ «Альфа», кроме того, в самой камере установлены четыре системы видеонаблюдения, которая передает изображение на специальный монитор в режиме он-лайн. Поэтому тот, кто хочет совершить что-то запрещенное, является, как максимум, самоубийцей», — отметили в Генпрокуратуре. Такой же точки зрения придерживается и бывший адвокат главного подозреваемого в убийстве Георгия Гонгадзе — Сергей Осыка, считая информацию о найденном предмете в камере Пукача глупостью.

Но все же, если веревку действительно нашли в камере бывшего генерала, то это говорит лишь о том, что существуют силы, заинтересованные в смерти Пукача, и которые впредь будут делать все возможное и невозможное, чтобы он не дожил до суда. А в подтверждение этому можно привести ряд резонансных дел, главные или косвенные фигуранты которых заканчивали жизнь не своей смертью.

Вспомним известное уголовное дело о контрабанде в 2000-2001 годах крылатых ракет «Х-55» из Украины в Эритрею, Китай и Иран. Когда в Лукьяновском СИЗО Киева в июле 2007 года был убит россиянин Олег Орлов, проходивший по данному делу как один из главных фигурантов. Он был задушен, по данным медицинской экспертизы, невменяемым сокамерником, который, разорвав свою майку, скрутил из нее подобие веревки и задушил спящего соседа. По этому же делу, несколькими годами ранее погибли еще три человека, которые якобы принимали непосредственное участие в контрабанде украинских ракет. Первый — Валерий Малев, возглавлявший «Укрспецэкспорт». Он при весьма странных обстоятельствах погиб в автокатастрофе в марте 2002 года. В январе 2004-го разбился еще один фигурант этого дела, гражданин Австралии Хайдер Сарфраз. В этом же году и в этом же месяце в ЮАР в своем автомобиле был взорван украинский бизнесмен Сергей Петров.

Еще один подобный случай связан с российским бизнесменом Максимом Курочкиным, которого в Украине обвиняли в вымогательстве денег и незаконном присвоении собственности. Исполнительный директор «Российского клуба» был задержан украинскими правоохранительными органами в ноябре 2006 года. В марте 2007 года, когда конвоиры выводили Курочкина во внутренний двор Святошинского суда Киева, он был убит выстрелом снайпера. Незадолго до своей гибели в зале суда, Курочкин говорил об угрозе своей жизни, но защищен не был.

Также, напомним, что другого подозреваемого в деле Гонгадзе, тоже милиционера Игоря Гончарова — держали в Лукъяновском следственном изоляторе. В 2003-м под надежным надзором стражей порядка Гончаров неизвестно от кого получил тяжелые травмы и умер. Работников СИЗО за халатность при охране важного свидетеля наказали. Им дали по пять лет. Условно...

Таким образом, неправильные посылы журналистов вокруг убийства Георгия Гонгадзе и, в частности, задержания Пукача, может лишь играть на руку фигурантам этого дела. Да, многие кандидаты, кому это выгодно, будут использовать или уже используют резонансные дела в предвыборных целях. Но нужно признать, что есть сам факт задержания подозреваемого в убийстве — Пукача, которого сейчас очень важно сберечь и показать обществу, что дело Гонгадзе можно довести до конца, когда понесут наказание не только участники, но и заказчики убийства. Поэтому задача журналистов — не раздувать пустоту вокруг будущих выборов и Пукача, а искать рациональные зерна в любой, казалось бы, даже обреченной ситуации.

Евгений ЗАХАРОВ, сопредседатель Харьковской правозащитной группы:

— У нас так повелось, что в любом вопросе все ищут политическую подоплеку. В данном случае, задержание Пукача тоже связывают с будущими президентскими выборами, но я так не думаю — эти вещи не взаимосвязаны. Вообще, когда есть тотальное недоверие между политическими оппонентами, как в нашей стране, любое резонансное дело начинают рассматривать сквозь призму интересов, а не исходя из принципов права. К большому сожалению, такое отношение к уголовным делам у нас очень распространено. Мало того, сегодня идет активная война между судебной системой и прокуратурой, и в основе этой войны опять таки чисто политические причины. Даже те судьи, которые хотят просто работать и выполнять свои обязанности в соответствии с законом и собственными убеждениями, этого делать не могут. Что же касается Пукача, то у меня вызывает большое сомнение обо всем том, что пишут вокруг его задержания в прессе. Например, когда говорят о том, что он лично задушил Гонгадзе и знает где голова, или о той же найденной веревке в его камере — все это очень странно. Хотя, опираясь на предыдущую историю резонансных дел и судьбу их фигурантов, не исключено, что Пукача попытаются ликвидировать, тем более в этом есть заинтересованные силы. Мое мнение такое — надежд на то, что заказчики убийства Гонгадзе понесут наказание, очень мало.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ