31 января в Великобритании начнется четырехдневная конференция «Украина — перспективы». В ней примут участие ведущие эксперты, политики, дипломаты из Украины, государств Евросоюза. Ее участником также будет Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Украине Роберт БРИНКЛИ. На днях он посетил редакцию газеты «День», где ответил на вопросы журналистов. Ответы дипломата в основном сводились к тому, что многое будет зависеть от инициативности руководства Украины, а также от уверенных действий правительства.
— Новая украинская власть заявила, что членство Украины в Евросоюзе является ее стратегической целью и задекларировала намерение активно продвигаться в этом направлении. Впрочем реакция некоторых стран ЕС является довольно сдержанной. Какова позиция Британии относительно евроинтеграционных стремлений Украины?
— Я приветствую тот факт, что новоизбранный Президент Виктор Ющенко очень четко высказывает политику своей администрации, стратегическую цель. Это хорошо для страны — иметь ясную политику. В Европе есть огромный интерес к Украине и солидарность с ней после оранжевой революции, когда народ сказал «нет» фальсификации выборов. Симпатия к Украине также велика. О вас теперь больше знают в Европе в целом и в Великобритании в частности. Раньше было много неосведомленности об Украине. Когда я два с половиной года назад отправлялся на работу в Киев, многие люди в Великобритании или ничего не знали об Украине, или же слышали только о Чернобыле, о том, что это постсоветская коррумпированная страна с высоким уровнем преступности. Мои друзья-меломаны знали произведение Мусоргского «Большие врата Киева». Но даже мои хорошо образованные знакомые не знали: является украинский язык иным, нежели русский, или это его диалект. Но сейчас, после драматических событий последнего года, все знают, что такое Украина. Знают, что ее народ жаждет демократии. Полтора года назад в Киеве была официальная делегация из Лондона, члены которой впервые посещали Украину. В конце визита глава делегации сказал мне: «Но ведь они европейцы!». Сейчас все знают, что это европейское государство. И в зависимости от того, как оно в дальнейшем будет развивать общество и экономику по европейским стандартам, будет принято как член европейской семьи.
— Сегодня Киев заявляет о намерении в течение года получить рыночный статус для украинской экономики, а также определить перспективу зоны свободной торговли и облегчения визового режима с ЕС. На ваш взгляд, насколько это выглядит реалистично в ближайшее время?
— Думаю, реалистично будет получить рыночный статус. Переговоры между Украиной и Еврокомиссией уже имеют длинную историю. Осталось решить два вопроса: относительно процедур банкротства и контроля за ценообразованием. Как только они будут сняты, можно будет говорить о рыночном статусе. Вообще это довольно искусственная проблема, которая имеет символическое значение, ведь другие страны в регионе уже получили такой статус.
В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС говорится, что зона свободной торговли будет возможна после того, как ваше государство присоединится ко Всемирной торговой организации. Великобритания, ЕС, США, Канада помогают украинскому правительству готовиться ко вступлению в ВТО. Еще в марте прошлого года Украина и Европейский Союз согласовали на двусторонней основе вопрос доступа к рынкам. Киеву остается подписать еще несколько двусторонних протоколов с другими странами и закончить многосторонние переговоры. Но думаю, Украина может вступить в ВТО до конца этого года. Конечно, после этого будет непростой работой для Украины соревноваться с другими экономиками. Это вопрос не только для украинского правительства, но и для предпринимателей, для сельского хозяйства, для всех секторов экономики. Но на этой основе возможно будет согласовывать зону свободной торговли с ЕС.
Я знаю, что украинцев очень интересует облегчение процедуры получения виз. Кстати, британские граждане также хотели бы упростить процедуру получения украинской визы. Как вам известно, Великобритания и Ирландия не входят в Шенгенскую зону. Впрочем, думаю, что государства-члены ЕС будут готовы вести переговоры с Украиной относительно упрощения визового режима. В то же время будет важным заключить договора о реадмиссии. Следует учитывать и политический фон этого вопроса. Вы, наверное, знаете, что в Европе вопрос миграции, искателей убежища является очень чувствительным. В Великобритании он является одним из трех самых чувствительных политических проблем. В этом году у нас будут парламентские выборы, и готовясь к ним, правительство не хочет ослаблять миграционные правила, потому что есть страх у избирателей перед большой волной мигрантов, которые могут занять рабочие места. Такой страх не совсем рационален, но это факт, который следует принимать во внимание.
— Виктор Ющенко в недавнем интервью Би-Би-Си сказал, что Украина подаст заявку на членство в Европейском Союзе, как только будет сформировано новое правительство и департамент, который будет заниматься политикой европейской интеграции. На ваш взгляд, когда стоит подавать заявку: сейчас или после получения рыночного статуса, зоны свободной торговли и тому подобное?
— Вопрос о том, когда подавать заявку на членство в ЕС, конечно, решает Президент и правительство Украины. Пример Турции показывает, что между представлением такой заявки и началом переговоров о вступлении в Европейский Союз может быть довольно длительный период. Я думаю, самая важная задача — это строить в Украине европейское общество, европейскую экономику, европейскую демократию. Уже есть шаги по этому пути. Оранжевая революция показала всем, что многие люди в Украине стремятся к демократии, верховенству права, что здесь существует гражданское общество. Но ВВП на душу населения Украины составляет только тысячу евро. По сравнению с показателями Польши или Венгрии, новых членов ЕС, это очень мало. И это только один индикатор уровня экономического развития, так что работы очень и очень много.
— Каким вы видите будущий формат отношений Украины с НАТО? Многие ожидали повышения уровня сотрудничества во время Стамбульского саммита, согласования Плана действий по приобретению членства. Однако в Стамбуле, как сказал известный британский эксперт Джеймс Шерр в интервью нашей газете, перепутали Кучму с Украиной. А есть ли сейчас у Киева шанс получить сигнал от НАТО?
— Это зависит от желания новой администрации Украины. Я слышал и потом внимательно перечитал инаугурационную речь Виктора Ющенко, а также его речь в Страсбурге. Он четко сказал о цели членства в ЕС, но ничего не сказал о НАТО. Украина уже имеет партнерство с Альянсом, есть структуры, общие советы, есть План действий и тому подобное. Конечно, можно углублять сотрудничество, но это зависит в первую очередь от желания Украины. Сейчас инициатива на стороне Киева.
— Перипетии президентской кампании опять обострили болезненные моменты «российского фактора». У многих украинцев создается впечатление, что при определении отношений с Украиной, особенно когда речь идет о НАТО и ЕС, страны Запада оглядываются на Россию. В западной, в частности немецкой и французской прессе, появляется много мнений довольно известных людей о том, что Западу нужно очень осторожно обращаться с Украиной, чтобы не раздражать Россию...
— В декабре во время визита в Москву премьер-министра Испании президент Путин сказал, что будет рад членству Украины в ЕС. Это уже ответ российского президента на вопрос о Европейском Союзе. Думаю, рационально, что Президент Ющенко полетел с первым визитом за границу в Москву на второй день после инаугурации. Ведь как сказал Ющенко, Россия и Украина всегда будут соседями, партнерами. Фактом являются очень тесные экономические отношения между государствами. Очень естественно, что они будут иметь добрососедские отношения, конечно, как две независимые страны с учетом их интересов. То, что новый украинский Президент также хочет интегрироваться с Европой, не противоречит нормальным отношениям с Россией.
— В Украине после гибели наших миротворцев в Ираке обострилась дискуссия относительно возвращения контингента домой. Принципиальное решение фактически уже принято — в пользу вывода войск. Это, в частности, обещал Виктор Ющенко во время предвыборной кампании. Украина является партнером, в том числе, и Великобритании по стабилизации ситуации в Ираке. Каковы, по мнению Лондона, приемлемые сроки, условия, организационные механизмы процесса вывода войск Украиной?
— В первую очередь я хочу высказать глубокое соболезнование в связи с гибелью украинских воинов в Ираке. Мы понимаем вашу потерю, потому что много британцев также погибло в этой стране. Великобритания и Украина работают бок о бок, чтобы стабилизировать ситуацию и гарантировать безопасность в Ираке. Это очень тяжелая работа, которая еще продолжается. Мы чрезвычайно ценим вклад Украины в международные усилия, предпринимающиеся в Ираке, где ваше государство имеет очень существенный, мужественный вклад — вы отправили почти 1600 воинов. Сейчас самое главное — консультации с правительством Ирака, с партнерами по международной коалиции, чтобы не создать проблем для правительства Ирака и для партнеров. Мы все не хотим оставаться в Ираке ни на день дольше, чем будет существовать для этого потребность. Продолжается процесс обучения иракских военных, полицейских, но пока что сами иракцы не в состоянии гарантировать безопасность в стране. Правительство Ирака пригласило нас, международные силы, помочь в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. 30 января в Ираке состоятся очень важные выборы. Потом должна состояться конституционная ассамблея, которая должна одобрить новую конституцию для демократического Ирака. В конце этого года состоятся еще одни выборы для формирования нового правительства в соответствии с новой конституцией. Поэтому политический процесс не завершится выборами 30 января. Президент Виктор Ющенко уже сказал, что Украина выведет войска только после консультаций с правительством Ирака и партнерами. Проведение консультаций — это правильный шаг.
— 31 января в Великобритании начнется конференция, посвященная будущему развитию Украины. Ее организатором выступает британский центр «Вилтон Парк». В то же время многие считают, что с приходом новой команды к руководству будущее Украины определено априори. Это — членство в ЕС и НАТО. Что будет, на ваш взгляд, главной острой проблемой этого обсуждения?
— Я думаю, это — внутренний вопрос Украины. В марте следующего года в Украине состоятся парламентские выборы. Существует очень узкое окно возможностей (имею в виду сроки) у нового руководства, чтобы осуществить реформирование, преобразовать страну и показать избирателям, что есть перемены после прихода новой команды к власти. Новая администрация в течение нескольких месяцев не может решить все проблемы. Поэтому следует определить приоритеты, выяснить, что реально осуществить, и на этом сосредоточить свою работу.
— Что, на ваш взгляд, должно быть, по крайней мере, тремя приоритетами во внешней политике Украины?
— Первый приоритет — создание нормальных отношений с Россией на принципах равноправия — как двух независимых государств. Второй приоритет — подготовка ко вступлению в ВТО. Третий — выполнение Плана действий, который согласован с Евросоюзом. Этот документ открывает много возможностей для Украины. Сейчас следует ими воспользоваться, а не отбрасывать, требуя новый план...