Второй месяц продолжается конфликт на Ближнем Востоке, с которым не может справиться мировая дипломатия. О позиции израильской стороны о введении международных сил в регион; о том, почему Израиль удивлен голосованием Украины за резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждающую излишнее использование силы, и о возможности более активного участия Украины в урегулировании конфликта рассказал в интервью с корреспондентом «Дня» специальный посланник премьер-министра Израиля Эхуда Барака депутат Кнессета Роман БРОНФМАН.
— Господин Бронфман, как вы оцениваете усилия Украины для урегулирования конфликта на Ближнем Востоке? Могли бы они быть более активными?
— Я считаю, что могли бы. Мы были очень смущены голосованием Украины в Совете Безопасности ООН за резолюцию, которая осуждает Израиль за чрезмерное применение силы. Мы ожидали от украинского дипломатического корпуса иного решения. Мы с большой благодарностью расцениваем работу украинского саперного батальона в Южном Ливане. И это создает Украине прекрасный престиж как в Израиле, так и во всем мире. У нас с Украиной есть много договоров стратегического характера. Большой туристический, экономический обмен. И поэтому мы вправе рассчитывать, что Украина будет осуществлять более взвешенную, более объективную политику при голосовании в ООН. Сейчас в СБ ООН рассматривается предложение Палестины о введении международных сил в Израиль и Палестинскую Автономию. Израиль категорически против этого, и я надеюсь, что украинская сторона прислушается к посланию от главы нашего правительства.
— Как, по вашему мнению, отразится на мирном процессе смена президента США?
— Билл Клинтон был большим другом Израиля. Он приложил огромные усилия для урегулирования ближневосточного конфликта, стараясь проявить максимальную объективность. Будут ли изменены американские акценты? Я думаю, что нет, потому что Америка прежде всего заинтересована в своем стратегическом присутствии на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива. Это продолжает оставаться их основным приоритетом. Какова же будет активность будущего президента, какие будут его познания в самом процессе, насколько это будет носить личностный характер? Вопросы очень трудные. Я думаю, что любому из избранных будет очень трудно войти в «башмаки» Билла Клинтона, который столько сил приложил для урегулирования конфликта.
— 15 ноября Палестинская Автономия планирует провозгласить свою государственность. Какие шаги намерено предпринять израильское правительство?
— Мы с большим напряжением следим за происходящим в палестинской администрации. Мы считаем, что одностороннее провозглашение Палестинского государства принесет вред мирному процессу. Израиль должен будет на это отреагировать. Одним из предпринятых шагов может стать Программа отчуждения территорий, которая сейчас активно обсуждается в Израиле. Речь идет об аннексии де-факто тех территорий, которые находятся сегодня под контролем Израиля. Программа предусматривает возведение границ, создание контрольно-пропускных пунктов, отсечение от нас всех палестинских инфраструктур, что нанесет, вне всякого сомнения, экономический вред обеим сторонам. Но я предполагаю, что для Палестинской Автономии провозглашение принесет больший вред, чем для Израиля. Политическое провозглашение Палестинского государства без согласования с Израилем ставит под сомнение всю серьезность Арафата.
— Имеет ли Арафат вообще достаточно реальной власти, чтобы влиять на урегулирование нынешнего конфликта и на те палестинские группировки, которые участвуют в столкновениях?
— Сегодня существует три террористические организации в Палестине. На две из них никогда не распространялся авторитет Арафата — «Хамас» и «Исламский Джихад». А третья боевая организация, которая сегодня еще более радикальна и более активна, чем две предыдущие, — это молодежная группировка движения «Фатх» под названием «Танзим». Эта организация была создана несколько лет назад самим Арафатом. Условно, чтобы было понятнее, она выполняет функции палестинского комсомола. На эту организацию Арафат может распространить свое влияние на 90—100%.
— Какие настроения сейчас преобладают в израильской общественности — за продолжение мирных переговоров или за более радикальные меры, включая военные действия?
— Думаю, что израильское большинство сегодня находится в кризисе. Может даже, в шоке. Конечно, происходит консолидация общественного мнения справа от центра. Иными словами, большинство требует решительных действий, вплоть до военной реакции. Глава израильского правительства держится из последних сил с тем, чтобы воспрепятствовать применению действительно большой военной мощи против Палестинской Автономии.
P.S. «День» предлагает высказаться на своих страницах и представителям Палестинской Автономии.