Если вы думаете, что скрипка — изобретение итальянцев, то глубоко заблуждаетесь. Родиной этого смычкового инструмента по праву можно считать... Киевскую Русь. На сохранившихся рисунках и гравюрах, датируемых XII веком, наши предки уже вовсю музицировали на своем тогдашнем национальном инструменте. Многовековой анафеме скрипку предали во времена царствования Ивана III, который воспринимал безобидный смычковый инструмент крайне негативно. А оттого физически уничтожал как сами скрипки, так и их создателей. И лишь в XVIII столетии скрипка вновь попала в Украину, но уже из Европы.
Такую историю рассказал вчера в здании библиотеки Научно-медицинской академии заслуженный работник культуры Украины, скрипичный мастер и реставратор международного класса Флориан Ильич Юрьев. Журналистов и любителей музыки он собрал не случайно. 5 февраля в Колонном зале Национальной филармонии состоится концерт камерной музыки в исполнении заслуженных артистов Украины Германа Сафонова (скрипка) и Елены Строган (фортепиано). А все произведения Герман Сафонов будет исполнять на скрипке «Анри Вьетан» работы Флориана Юрьева. Скрипки мастера относятся к новому типу. Конструкция обеспечивает улучшение звучания. Это стало возможно благодаря отказу мастером от привычной барочной формы, а именно от своеобразного «корсета» с углами посредине скрипки. Новый пологий корпус не мешает колебаниям дек (верхней и нижней частей корпуса). Как отметил присутствовавший и музицировавший на вечере Герман Сафонов, играть на скрипке Флориана Юрьева — это совсем другая эстетика. На старинных скрипках хорошо играть классику, которая сочинялась до XX ст., но они уже не поспевают за экспрессией, которая появилась в музыкальных произведениях в начале прошлого века. Кстати, интересный факт. Практически никто из современных топ-музыкантов не играет на знаменитых скрипках Страдивари. Чтобы не вдаваться в технические детали, скажу только, что для современных концертных залов она звучит не достаточно громко в силу того, что изначально рассчитана на более высокие частоты. А вот низкий тембр скрипок Гварнери как нельзя лучше подходит для игры при большом стечении публики. Ещё одной авторской запатентованной находкой украинского мастера является принцип регулируемой настройки дек. Благодаря этому чувствительный к внешним раздражителям, таким как погода, инструмент можно настроить и в сухом климате и во влажном лишь путем подкручивания пружины.
Флориан Ильич уже 50 лет занимается производством скрипок. Его инструменты «Ирина», «Ольга» и др. стали знамениты на просторах всего бывшего СССР. Он работал с самыми выдающимися скрипичными мастерами современности, а о его заслугах говорит уже один тот факт, что помимо многочисленных советско-украинских регалий ему был присвоен почетный диплом Кембриджа «Doctor of Art».
Что касается конвейерного производства своих скрипок, то мастер пока не рассматривает такую возможность. «Это мой романтичный период», — говорит он имея в виду, что пока нет большого числа последователей и единомышленников, и в этом направлении он работает один. «Когда другие проникнутся моей идеей, тогда наступит реалистичный период. Тогда уже можно будет задуматься о массовом производстве моих музыкальных инструментов». Впрочем, говорит Флориан Ильич об этом без особого энтузиазма. «Фабрика — это всегда клонирование...»