Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рождение гражданина

Ольга СУХОМЛИНСКАЯ: «Дети не могут быть в вакууме до 18 лет»
1 декабря, 2004 - 20:32
ЧТО БЫ ТАМ НИ ГОВОРИЛИ, ОБЕ СТОРОНЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ В УКРАИНЕ АПЕЛЛИРУЮТ К ДЕТЯМ И БУДУЩЕМУ / ФОТО РЕЙТЕР

Последние события в Украине заставляют задуматься и определиться с педагогической позицией школы и родителей. В последнее время раздается все больше обвинений в том, что детей и молодежь якобы выводят на улицу и используют в политических целях. «День» предложил доктору педагогических наук, профессору Ольге Сухомлинской (кстати, дочери великого педагога) поделиться своими размышлениями по этому поводу.

— С какого возраста, по вашему мнению, можно начинать воспитание гражданской позиции?

— Именно с того момента, когда ребенок начинает ощущать себя гражданином. Ребенок (по международным определениям — это человек до 18 лет) от рождения до становления взрослой личности в своем развитии проходит определенный путь. Именно об этом речь идет в книге моего отца «Рождение гражданина», которую он написал еще в 60-х годах прошлого века. В ней он рассматривает все сложности становления личности в подростковом возрасте, потому что именно на этой ступеньке развития человека и происходит рождение гражданина. Как ребенок в 2-3 года начинает отделять себя от окружающей среды, так и у подростка (это возраст 13—15 лет) в какой-то момент появляется ощущение себя как частицы сообщества — происходит рождение гражданина, просыпается гражданское самосознание. И это очень сложный процесс, в нем много противоречивого. В это время ребенок пытается дистанцировать себя от родителей, найти свою личную позицию в жизни. Подросток как будто примеряется к ситуации, которая складывается вокруг него. И здесь огромное значение имеет официальное, как говорят, формальное образование. Речь идет именно о содержании образования, когда через позицию учителя ребенок приобщается к определенным ценностям.

Даже в советские времена школа никогда не была вне политики. Десятилетних третьеклассников принимали в пионеры — и это уже было привлечением к политической жизни. Другое дело, что выбора не было, потому что в стране господствовала только одна идеология. И это считалось нормальным. В первые годы независимости четко прозвучал тезис «Школа — вне политики». Подразумевалось запрещение проведения политико-идеологического воспитания, присущего советской эпохе. Но хотим мы этого или нет, а процесс рождения гражданина приходится именно на школьные годы и оставаться школе в стороне от этого процесса просто невозможно. Речь идет о правовом образовании, а также ознакомлении ребенка с его правами и обязанностями. Большое значение имеет и изучение собственной истории, литературы, языка — ребенок должен знать и прошлое своего народа, и рассуждать над его будущим.

— Как родители и учителя должны трактовать подросткам события сегодняшнего дня?

— Я считаю, что нужно показывать разные точки зрения, знакомить с различными позициями. Я вижу, что мой 13-летний внук уже заполитизирован, кстати — не школой, а родителями, которые имеют свою собственную точку зрения на политические события. Если мы хотим руководить становлением личности школьников, или во всяком случае отслеживать влияние политических взглядов на детей, то должны обсуждать с ними правые, морально-этические оценки действий различных группировок и партий. Я думаю, что нужны диспуты именно в стенах школы — сейчас существует много интерактивных методов обучения, пригодных для такого рода работы. Я считаю, что не нужно уклоняться и говорить, что вы еще маленькие для политических разговоров. Ведь гражданин рождается именно в подростковом возрасте и дети хотят все знать. Мы же не имеем права растить их в вакууме, иначе в 18 лет они не будут подготовлены к самостоятельной жизни в обществе.

Я думаю, что нужно не только давать различные позиции, различные точки зрения, но и учить воспринимать другую позицию, другую точку зрения, если даже она не совпадает с твоей собственной. Кстати — нужно учить как вырабатывать собственную точку зрения, так и защищать ее. Подрастающий гражданин должен понимать, что именно говорит, отвечать за свои слова и уметь четко формулировать собственную мысль. Если мы идем к демократическому, плюралистическому, толерантному обществу, то наши дети также имеют право на свой голос, право отстаивать свои убеждения.

— Как вы можете объяснить такую высокую активность молодежи в политических событиях?

— Я думаю, что пробуждение активности молодежи, которое мы сейчас все наблюдаем, — это в известной степени и результат современного школьного образования, и воспитания. На протяжении последних 10 лет проблемы гражданского образования и гражданского воспитания находились в центре внимания нашей украинской педагогики. Разработаны варианты учебников и пособий по гражданскому образованию и практическому праву как для учеников, так и для учителей. Курс гражданского образования или граждановедения школы имеют право включать в учебный план по своему желанию. Помимо такого курса, очень много материала гражданского звучания находится и в курсах по истории, а также в специальном курсе по правоведению. Хотя и этот курс, на мой взгляд, слишком затеоретизирован, похож на академическое издание и недостаточно связан с жизнью. Нужны учебники по практическому праву, праву повседневной жизни. Даже маленькие дети должны знать, как отстаивать свои права в магазине или на почте, в любых заведениях и учреждениях. В этом аспекте интересный опыт наработан общественной организацией «Доба», которая объединяет учителей по истории. Она ежегодно проводит всеукраинский конкурс общественных проектов, в которых дети на практике реализуют свою гражданскую позицию. Участники этих конкурсов пытаются сделать окружающую их жизнь лучше за счет сочетания их личных усилий и привлечения возможностей местного государственного управления. Таким образом, они учатся взаимодействовать с властью. Также в Украине работают и различные дискуссионные клубы для молодежи.

— Как в отношении надежности механизма защиты прав граждан в Украине?

— Есть определенное противоречие между тем, что мы формируем — гражданское самосознание, гражданскую ответственность, — и сложившейся в стране ситуацией. Если бы все было нормально, то есть прозрачно и демократично, то не было бы такого взрыва чувств у тех, кого уже успели за годы независимости научить играть по правилам, вести себя в рамках правового поля. Наша молодежь — это уже европейцы, они открыты миру — не зациклены и не заангажированы. Они общаются с миром на равных — через интернет, поездки за границу... Сегодня же столкнулись два мировоззрения — остаточные принципы полутоталитарного общества, в котором мы еще продолжаем жить, и попытки молодежи выйти за эти рамки.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ