Для отечественных железнодорожников в последнее время уже стало доброй традицией выставлять на суд общественности свои новые достижения. Не успели возрадоваться сверхскоростному (во всяком случае, по нашим меркам) «Столичному экспрессу», как спустя месяц Днепропетровский вагоностроительный завод демонстрирует свое ноу-хау по части дизайнерских решений вагонов пассажирских поездов. Вчера же состоялось логическое продолжение успешного «шествия» — презентация первого отечественного электровоза.
Как оказалось, незаметно для простых смертных пассажиров эта проблема длительное время оставалось больной мозолью железнодорожников. Из всего «электровозного» парка в 705 единиц 576 (то есть 82%) уже давно должны были пребывать на заслуженном отдыхе. А 237 из них и вовсе работают сверх амортизационного срока 10—15 лет. Один новый импортный электровоз обходится «Укрзализнице» в 2,5—3 миллиона долларов. А чтобы большинство их находилось в нормальном состоянии, нужно ни много ни мало 90—105 миллионов долларов в год. Словом, в необходимости разработки «своего» не сомневался никто. В 1993 году Кабинет Министров принял постановление «О разработке и производстве магистральных грузовых и пассажирских электровозов», и отечественные вагоностроители его воплотили в жизнь. А кроме этого, еще и решили, что украинский электровоз должен превосходить не только российские, грузинские и чешские (эти электровозы сейчас курсируют в Украине), но и даже некоторые западные. Судите сами. По словам конструктора данного электровоза, директора института электровозостроения Виктора Браташа, западные образцы он превосходит по мощности, силе тяги, а значит — и по продуктивности, при этом оставаясь максимально экономным. Обладая мощным рекупиративным тормозом, в украинском электровозе возврат энергии составляет 10— 15%, а на некоторых участках — и до 25%. Наличие микропроцессорной системы диагностики позволяет оперативно определять техническое состояние машины в процессе эксплуатации. На экране устройства отражается вся информация о контролируемых параметрах. А при достижении критических значений чудо техника посылает машинисту предупреждающие сигналы.
Помимо этого, как говорят разработчики, украинскому электровозу присущи и принципиально новые характеристики, которые рассматриваются как изобретение отечественных ученых. К примеру, это дистанционная электронная система тушения пожара, а также экипажная часть. Сидение машиниста здесь соответствует стандартам по вибрации на рабочем месте, в каждой секции электровоза установлен санузел с водонагревателем для умывальника. Летом используется система конденсации воздуха, а зимой — калориферное отопление. Максимальная скорость машины — 100 километров в час, но, по словам В. Браташа, эксперименты при скорости в 120 километров также прошли успешно.
Правда, конструкторы электровоза так и не решились сообщить, сколько же средств было в него вложено. Ограничились лишь обтекаемым: «Дешевле, чем западные аналоги». И еще добавили, что срок окупаемости у отечественного — 3,5 года, в отличие от десятилетнего срока западных.