Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Русские идут!

Российские бизнесмены возглавили процесс «колонизации» украинского Интернета
17 декабря, 1999 - 00:00

Авт. ). Для крупных западных бизнесов (а «Интел» — крупнейшая из крупнейших, еЮ рыночная капитализация оценивается в 180 млрд. долларов) характерна рачительность, если не скаредность во всЮм, что касается расходования денег. Если выгоду от конкретного проекта не получается посчитать или хотя бы оценить — его просто отправляют в корзину для мусора. Приход на украинский рынок Интернет-рекламы такого игрока, как «Интел», является сигналом для остальных — рынок созрел для серьЮзных вложений. И едва ли случайно то, что в качестве рекламодателя выступило московское представительство корпорации. Именно россияне, похоже, сыграют роль авангарда армии инвесторов, которая неизбежно появится в УАнет, дабы лихорадочно вкладывать «горячие» деньги в любые мало-мальски перспективные проекты.

Начиная с середины лета этого года в Киеве с завидной регулярностью высаживаются десанты известнейших деятелей РУнет (российского Интернета. — Авт. ). Артемий Лебедев (design.ru), Антон Носик (Газета.Ру), Игорь Черкашин (Actis Sysrems), Мария ГрачЮва (РА Прорыв) и другие не скрывают своего интереса к украинскому рынку, вызывая нешуточный ажиотаж в среде «отечественных производителей», истосковавшихся по виду и запаху настоящих денег. Апофеозом этого нашествия стало приобретение известной российской компанией Actis- Systems киевской студии Веб- дизайна Armitage's Studio. Сумма сделки составила «несколько сотен тысяч» долларов. В интервью киевскому Агентству Интернет-Новостей (http://ain.com.ua) руководитель Actis-Systems Игорь Черкашин объяснил это тем, что укранский «рынок достаточно большой и на нем большие перспективы. Необходимо только привнести оптимизм. Есть талантливые люди, есть заказчики, есть технологии, все есть. Нет только у людей веры, что все это можно сделать. Мы решили — почему бы и нет? Видны все идеологические и экономические предпосылки того, что рынок будет активно развиваться. Я считаю, что грех не использовать такую возможность».

В серии интервью, взятых АИНом у деятелей Рунет, оценки возможного объЮма Интернет-рынка в Украине колебались в диапазоне от десятков тысяч до одного миллиона условных единиц. Попросту говоря, рынок настолько молодой и неразвитый, что оценка является не более чем гаданием на кофейной гуще. Единственное, в чЮм сходятся все без исключения россияне — развитие рынка будет быстрым и энергичным. Самое позднее — пара лет, и в Киеве будет та же ситуация, что и в Москве, где уже сегодня, по словам Игоря Черкашина «любая маленькая студия, состоящая из одного, двух или трех человек, которые проявляют себя как способные получить реальный результат, тратит половину своего времени не на работу с клиентом, а отбиваясь от таких назойливых мух, как крупные компании, потенциальные инвесторы, которые говорят «а давайте, мы что- нибудь с вами сделаем вместе... давайте как-нибудь придумаем... как же так... почему же вы такие одни тут сидите... вы можете сделать значительно больше...» и так далее… В Москве у меня — и не только у меня, а у всех, кто работает на рынке Интернет — отработанный инстинкт: ты встречаешься с человеком, человек начинает говорить правильные вещи, ты хватаешь его за рукав и говоришь: «если ты еще не занят в какой-то компании, я отдам все, чтобы ты только работал у нас. Что нужно для того, чтобы ты начал работать у нас?».

Возвращаясь к рекламной акции «Интел», нельзя не упомянуть о весьма показательном моменте — сама корпорация ничтоже сумняшеся подаЮт еЮ «как часть программы по продвижению новейшего процессора Intelи Pentiumи III на Российский рынок». Корпорация не имеет и не считает нужным иметь украинских страниц на своЮм сайте. Увы, но и абсолютное большинство производителей товаров и услуг мирового масштаба продолжают рассматривать Украину именно как российскую провинцию, в лучшем случае — протекторат. И не удивительно — даже собственно украинские информационные ресурсы, созданные жителями Украины для других таких же жителей нечасто балуют посетителей поддержкой и русского и украинского языков. И ладно, если бы только коммерческие и любительские ресурсы — даже недавно открытый сайт СДПУ(о) просто игнорирует факт существования украинского языка, хорошо если не вместе с теми, кто предпочитает его всем остальным. Интернет-вариант книги Леонида Кучмы «О главном. Страна как проект», шумиха вокруг которой по своим масштабам напомнила мне «выдающееся произведение гениального автора, бессмертную трилогию» «Малая Земля», «Целина», «Возрождение», также появилась сначала только в русском варианте. Только через неделю, после язвительных отзывов в УАнет, российская, кстати, команда, готовившая проект, уважила и носителей государственного языка той страны, «проект» которой с таким пафосом излагал на страницах книги ее именитый автор.

Можно было бы долго и нудно морализовать на эту порядком избитую тему, рассуждать о необходимости государственного регулирования, национальном достоинстве и прочих высоких материях. Но ситуация гораздо проще — до тех пор, пока 50 миллионов украинских граждан не станут прилично зарабатывать, чтобы так же прилично тратить, пока Украина не станет, наконец, самодостаточным, привлекательным потребительским рынком, никто не станет тратить деньги на удовлетворение наших языковых, культурных и прочих пристрастий. Так что, дело за нами. А за кем же ещЮ?!

КСТАТИ

Согласно исследованию, проведенному Киевским международным институтом социологии (KIIS), количество пользователей Интернет в Украине составляет 3% от населения страны старше 16 лет. 15,8% граждан Украины вообще не знают, что такое Интернет. И хотя российские специалисты оценивают отставание и УАнета от Рунета всего в один год, перспективы роста рынка рекламы и объема рекламных носителей в и УАнете по-прежнему рассматриваются ими как достаточно низкие.

Сотрудник компании Глобал Юкрейн Игорь Стадниченко сказал «Дню», что на этом рынке была только одна иностранная инвестиция, из-за выборов все было заторможено. По его словам, на украинских сайтах можно встретить очень мало российской рекламы и соответственно отток денег в Россию небольшой. Директор RP-агентства Talan Communications Ивета Деликатная в разговоре с «Днем» упомянула о трех сайтах, выполненных ее фирмой для своих заказчиков, однако не могла утверждать, что этот вид деятельности вскоре станет основным для ее фирмы. Генеральный директор ISP «PACO Links International» Эдуард Белов, отвечая на вопрос «Дня» о перспективах развития Интернет в Украине, заявил: «Они такие же, как и у нашей экономики. Вы же видите, что вокруг творится».

Что же касается прихода российских денег в УАнет, то, как свидетельствует проведенный Агентством интерновостей опрос (http://www.ain.ua), украинские web-работники проблем в этом не видят.

«Я, правда, не совсем уверен в безумном успехе, какой они себе пророчат, — говорит Евгений Савченко, «О+K». — Тут украинский, а не российский менталитет бизнеса. И дела на высоком уровне(!) строятся не по таким «механизмам», как в России». Алексей Гончаров, web-дизайн, студия Seven Styles, был более категоричен: «А чем они отличаются от других? Русские или не русские приходят с деньгами одного и того же цвета. Разница в количестве (денег), в способности на этом рынке работать. Я думаю, что у русских это получится лучше».

«Я вообще не думаю, что «приход денег» может кого-то напугать, — считает Родион Величенко, Golden Web Studio. — Ну разве что люди, плохо разбирающиеся в современной экономике, будут говорить, что «нас скупают на корню». Опыт наших непосредственных соседей — Польши, Словакии и Прибалтийских государств — показывает, что реальный подъем и оздоровление экономической ситуации начинается именно тогда, когда приходят крупные заграничные инвесторы и начинают «скупать на корню» все подряд, а точнее, вкладывать свои живые и немалые деньги во все, что еще хоть как-то дышит и способно жить и развиваться».

Величко утверждает, что «приход денег со стороны был абсолютно ожидаемым и прогнозируемым. Украина — не самая богатая страна мира, поэтому собственно украинских денег, инвестируемых в Интернет-технологии, было явно недостаточно. В то же время Интернет — это по своей сути безграничная медиа-среда, и границы между государствами тут гораздо прозрачнее, чем во внесетевой жизни. Поэтому само понятие «стороны» здесь несколько удивительно. Многие ограничения, к которым мы привыкли в жизни, в Сети оказываются просто результатом негибкости нашего мышления. Другими словами, во всем, особенно развитом мире деньги в Интернет вкладываются, было бы удивительно, если бы эта тенденция не сказалась на Украине или была бы остановлена украинскими границами».

«Уже можно с уверенностью говорить, что в следующем году рынок web- производства вырастет как минимум в два раза, — пишет в статье «Украина приходит в большой Интернет?» Александр Брамс (http://www.ain.ua), и практически все, кто будет на нем работать, получат очень сильный стимул для развития, только не на всех положительно повлияет сам ход «битвы за миллион».

Роман ХИМИЧ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ