Завтра, 31 первого марта празднует День Воскресения Господня — Пасху — подавляющее большинство христиан мира. Это католики, почти все протестантские церкви и часть православных — Вселенский патриархат, Элладская (Греческая), Румынская, Александрийская, Болгарская и еще несколько церквей. Все они составляют почти 90% верующих христиан.
Так случилось, что дата Воскресения Христова стала одним из признаков (или факторов) конфессионального разделения христианского мира. Несмотря на все попытки и дискуссии, до сих пор не удалось согласовать единый межконфессиональный христианский календарь — чтобы все мы праздновали великие евангельские праздники в те же самые дни, как это было до принятия Католической церковью Григорианского календаря в конце ХVI века. Календаря, на который постепенно перешли и протестантские церкви, хотя отношения между ними и Римом были не лучшими. А среди современных старостильников видим Русскую православную церковь, Украинское православие, Украинскую греко-католическую и Сербскую церкви.
В нашем противоречивом мире даже церковный календарь стал и остается веками яблоком раздора между единоверцами. Факты, однако, свидетельствуют, что сам по себе календарь совсем не является каким-то нерушимым правилом, догматом. Сошлемся на такой авторитет, как Московский патриарх Алексий II. Отвечая на вопросы, почему РПЦ не переходит на Григорианский календарь, он, в частности, сказал: «... Календарный вопрос усложнило обновленчество, спровоцированное Советской властью после революции. Известно, что обновленцы сразу перешли на новый календарь. И сегодня верующий народ, который является хранителем веры православной, воспринимает все новации как обновленчество. Я думаю, пройдет какое-то время — не сейчас — и мы сможем вести речь о переходе на другой календарь. Сегодня поднимать этот вопрос рано. Сегодня наш верующий народ не примет нового стиля. Поэтому мы не можем создавать прецедент для новых расколов».
Старостильники ссылаются на отцов церкви, на соборные правила. Между тем даты празднования по старому стилю были согласованы христианами совсем не сразу, а только после нескольких веков дискуссий. Через 300 лет после основания христианства, после Воскресения, отдельные церкви еще отмечали Пасху в разные дни и по-разному. Только Первый Вселенский собор (325 г.) постановил 1) праздновать Пасху обязательно всем одновременно; 2) обязательно отдельно от иудеев и 3) обязательно в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Казалось, что все, всем и навсегда должно стать ясно. Но нет. Выяснилось, что в различных церквях исчисляют день весеннего равноденствия по различным алгоритмам, по-разному определяют также фазы луны. Постепенно, однако, пришли к единству, и до ХVI века, несмотря на раскол ХI века, все христиане отмечали сакральные дни одновременно. Наступит ли, наконец, очередная фаза согласия? Потому что как-то неудобно получается — одни христиане радуются, одеваются в светлые одеяния и поют «Христос воскрес из мертвых!», а другие в то же самое время грустно молятся в задрапированных черными тканями храмах; одни сурово постятся, а другие уже разговляются. Отметим, что разница в датах восточной и западной Пасхи может достигать 5 недель, как, например, в этом году.
Завтра Праздник Праздников отмечают наши сограждане, принадлежащие к Католической церкви и к различным протестантским церквям. Пожелаем им всем радости и счастья — как в жизни, так и в вере. А еще — желания и воли решать все религиозные противоречия мирным путем. На последней экуменической встрече в Ассизи папа Иоанн Павел II небезосновательно констатировал, что сегодня «религия весьма часто неоправданно связывается с национальными, политическими и экономическими интересами... Поэтому очень важно, чтобы верующие люди и общины категорически и однозначно отвергли насилие... Не существует такой религиозной цели, которая бы оправдывала применение насилия человека против человека».
P.S. Как сообщает газета «The Washington post», в этом году, впервые за 23 года своего понтификата, Римский папа Иоанн Павел II не будет возглавлять торжественные пасхальные богослужения. По состоянию здоровья — к его старым болезням в последнее время добавился еще и артрит колена. Поэтому в святой чистый четверг папа Иоанн Павел II не принимал участия в ритуале омовения ног. Еще в прошлом году он переходил от одного священника к другому (они сидели в ряд), лил из золотого кувшина воду на правую ногу сидящего, вытирал ее полотенцем, а потом целовал. (Обряд, следующий евангельским событиям Тайной вечери и символизирующий самоунижение). Особую тревогу вызывает состояние здоровья Папы, в частности, в связи с запланированными в этом году поездками — в Болгарию, Канаду, Гватемалу и Польшу.