Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сами «выплывут»

Почему наши министры не помогают нашим поросятам?
6 февраля, 2006 - 20:24
ФОТО РЕЙТЕР

Элитная московская Рублевка, обожающая свежее украинское сало, доведена, как поет украинский «посол» в российском шоу-бизнесе Верка-Сердючка, до паники. Еще несколько дней, и российскому запрету на ввоз всех видов украинской продукции животноводства исполнится три недели. Пока молоко не скисло, да и сало в полной кондиции (природа прислала нам на помощь морозы), Президент Виктор Ющенко поручил министру аграрной политики Александру Баранивскому в ближайшее время решить вопрос. Как сообщил руководитель пресс-службы Минагрополитики Александр Горобец, Президент «дал поручение все делать для того, чтобы немедленно урегулировать ситуацию». Тем более, что Ющенко обсудил с президентом России Владимиром Путиным сложившуюся ситуацию и договорился с ним, что «Россия даст указания для того, чтобы установить контакты», которые Минагрополитики пока не может наладить ни с министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым, ни с его первым заместителем Анатолием Козловым.

Как же в этом случае выполнить поручение президентов, которые договорились обязать министерства аграрной политики и ветеринарные службы провести переговоры и найти компромисс? Ведь менее чем через неделю, до 13 февраля, планируется подписать соответствующий протокол. И действительно, промедление тут не нужно ни одной из сторон. Эксперты прогнозируют возможные ежемесячные убытки для молочной отрасли в размере $50—60 млн. и $12—15 млн. — для мясной. В России ситуация также не напоминает сгущенку. Исчезновение с прилавков украинских сыров и других молочных продуктов не может привести ни к чему другому, кроме повышения цен и роста инфляции. И если российские власти этого не боятся (до выборов им, по-видимому, еще далеко), то получается, что мясо-молочный запрет — это явно антиукраинская акция и одно из проявлений «холодной» войны, начавшейся с газа и перекидывающейся время от времени на другие «товары», фигурирующие в списке «братских» отношений.

Комментируя в субботу в Симферополе экономическую политику России в отношении Украины и, в частности, запрет на ввоз нашей животноводческой продукции в РФ, премьер-министр Юрий Ехануров радостно отметил: «У нас прекрасные отношения: и на уровне президентов есть полное понимание, и на уровне правительств, и мы нормально работаем». Правда, превосходная степень, навеянная, очевидно, газовыми соглашениями, которые в Украине одобряет разве что правительство, тут же кончилась. «К сожалению, — уточнил премьер, — есть проблемы мясо-молочные, которые совершенно непонятны мне, например. Непонятно решение по поводу того, чтобы вместо 50 килограмм украинцы могли везти только 35 килограмм, когда пересекают таможенную границу РФ. Неужели такие конкуренты наши граждане в перевозе, если они там и торгуют чем-нибудь, может быть?».

И странно, что больше чем через две недели после начала мясо-молочного конфликта премьер все еще недоумевает: «Честно говоря, я не знаю, чего они придрались по молоку. Понятия не имею». Премьер надеется, что аграрные министры двух стран сумеют встретиться, и что «здоровье министра сельского хозяйства РФ будет очень хорошим, чтобы, дай ему Бог здоровья, он мог исполнять свои служебные обязанности».

Тем временем Александр Баранивский — украинский министр села, как именует его собственная пресс-служба, в Москву не спешит, а, очевидно, встречается с подопечным электоратом в Полтавской области. Можно ли решить отсюда отечественные проблемы, возникшие в связи с российским мясо-молочным запретом? Тем не менее уже к сегодняшнему дню он обещал «провести все переговорные процессы и подойти к подписанию документов, которые положат конец возникновению подобных ситуаций». Министр надеется подписать соответствующий документ с российским коллегой, который до сих пор этого всячески избегал.

Александру Петровичу «очень досадно, что ситуацией, которая сложилась на рынке сбыта продукции животного происхождения в Украине, воспользовались спекулянты. В отдельных регионах они снизили закупочные цены на молоко до небывало низкого уровня. Чтобы не дать крестьян в обиду, Барановский предлагает правительству установить минимальные закупочные цены на литр молока на уровне 1,35 гривни. Прямо скажем, не густо. Но и переработчиков, у которых сократились объемы продаж и, соответственно, оборотные средства, тогда как цены на энергоносители растут, можно понять...

А вот замминистра агрополитики Виктор Пабат, настроенный не менее оптимистично, чем его шеф, вовсе не уверен, что ко вторнику можно будет завершить переговоры с Россией. По его словам, «в понедельник мы получим конкретную дату (всего-то?) наших переговоров». И правда, в этом вопросе следует быть реалистами и не выдавать желаемое за действительность. Минагрополитики все время на что-то надеется. В последний раз объектом его вожделений был визит украинской делегации в Москву 3-4 февраля, который снова сорвался... Получится ли что-либо во вторник?

Тем временем в парламенте зарегистрирован проект постановления о состоянии дел в аграрной отрасли. В нем предлагается признать работу правительства по управлению сельским хозяйством недостаточной, а также рекомендовать президенту и Кабмину принять неотложные меры, в том числе кадровые. При этом лидер фракции Народной партии Игорь Еремеев, отметил, что сложившаяся в этой сфере ситуация «настораживает» и подчеркнул, что должно быть рассмотрено и положение в молочно-мясном комплексе. «Мы не требуем отставки Барановского (интересно, сколько раз можно посылать в отставку? — Авт. ), мы заслушаем информацию, а какие будут выводы Верховной Рады — я не знаю», — сказал Еремеев, отвечая на вопрос, потребует ли его фракция отставки министра. В то же время он не исключил, что такой вопрос все-таки может быть поставлен.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ