Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

САМО-УПРАВЛЕНИЕ

10 лет мы учимся жить своим умом. Результаты?
8 декабря, 2000 - 00:00

Десять лет назад — в декабре 1990 года — Верховная Рада приняла Закон «О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении». С тех пор украинцы на практике учатся жить своим умом, не уповая на «дядю» из Кремля или с Банковой. Вряд ли можно сказать, что у нас это хорошо получается, что, кстати, отметил и Леонид Кучма вчера, выступая на торжественном заседании Национального Совета Ассоциации городов Украины . Президент Украины Кучма подчеркнул несовершенство «закона десятилетней давности» (Закона «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении» от 1 декабря 1990 года), из-за которого «местное самоуправление оставалось на уровне деклараций вплоть до подписания в 1995 году Конституционного договора между Верховной Радой и Президентом Украины». Только тогда, по мнению Президента, «появились реальные возможности построить исполнительную вертикаль». Среди проблем, которые мешают дальнейшему развитию местного самоуправления, Л. Кучма отметил «значительное, а нередко избыточное сосредоточение властных полномочий на центральных и областных уровнях, нечеткое разграничение полномочий между органами исполнительной власти и местного самоуправления», «материально-финансовое состояние местной власти, которое мешает должным образом выполнять свои функции и реализовать полномочия».

Впрочем, само слово «самоуправление» наполняется новым содержанием по мере того, как в обществе растет понимание весомости и ответственности каждого за реальные условия жизни всех: от работы жеков до медобслуживания в каждой отдельной местности. Кстати, вчера состоялся III съезд профсоюза жилищно-коммунального хозяйства, местной промышленности, бытового обслуживания населения Украины . Основной вопрос обсуждения: упадок местной промышленности и разрушение сферы бытовых услуг из-за несовершенства государственной политики в этой отрасли. Учитывая такую ситуацию, профсоюзы пытаются усилить свое влияние на экономические процессы. Одним из результатов этой работы стало принятие Указа Президента «Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства», однако меры, которые принимает правительство, по мнению делегатов — недостаточны. На сегодняшний день каждый третий дом нуждается в капитальном ремонте, больше половины объектов отрасли выработали свой ресурс и находятся в аварийном состоянии.

Насколько будут действенными меры по разрешению проблем, насколько они будут отвечать настроениям избирателей, будет зависеть от двух факторов — во-первых, насколько прозрачными будут местные органы власти для общественности, и, во-вторых, насколько мы сами будем готовы проявить интерес к действиям избранной нами власти на местах.

С вопросом о том, что знают о работе органов местного самоуправления и удовлетворены ли они эффективностью их деятельности, мы обратились к киевлянам:




Анатолий Степанович, высшее образование, 60 лет:

— О самоуправлении много говорят, но среди простых граждан конкретно никто не знает, что это такое. Я интересуюсь этим вопросом, соответствующими законодательными постановлениями. Для того, чтобы оценить эффективность, нужно сравнить систему, которая была раньше, с тем, что есть сейчас. По сравнению с советским периодом, сегодня намного лучшие перспективы. Но в том числе и отсутствие достаточной и ясной информации о деятельности выборных органов на местах приводит к тому, что самоуправление часто превращается в словоблудие.




Николай, среднее образование, 50 лет:

— Городские и районные органы управления больше о себе думают. Имею в виду, что перед мэриями плитки выкладывают, делают евроремонты, а в некоторых районах ночью нет элементарного освещения улиц. Как по мне, то при Союзе было лучше.




Женщина из военкомата (не захотела назваться):

— В принципе, как верхушка была, так она и осталась, только она все и решает. Так, благоустройство города стало лучшим, но лучше бы за счет этого благоустройства дали людям какую-то копейку, чтобы люди не голодали. Вы посмотрите, сколько у нас попрошаек на улицах. Много людей умирает от голода.



Нина ПОГРЕБНЯК, работник сети газа, 48 лет:

— У нас, например, глава нашего Минского района Товкач. Я лично удовлетворена тем, что наш район изменился к лучшему, и дома построили новые, и дороги. Мне очень нравится наш район, и я понимаю, что очень много зависит от руководства — районного главы. Если у нас возникают какие-то проблемы, то мы обращаемся к нему и он выслушивает нас, помогает, как может.








Записала Надежда ГОРБАТЮК. Фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»

КОММЕНТАРИИ

Эдуард ДУБИНИН, председатель Днепропетровского областного совета

— Пусть не обессудят меня народные депутаты, но политики, не пройдя школы жизни и управления, сразу же проникли на политический Олимп, стали вырабатывать законы, не зная общества и закономерностей его развития. Вот и получается, что местная власть варится в собственном соку, сглаживая многочисленные противоречия, а народные избранники, вольно или невольно по причине низкого профессионализма заложившие эти противоречия в законы, чувствуют себя вольготно.

Поэтому и есть еще разрывы между политическим словом и делом, между политическими правами и обязанностями.

А некоторые территориальные громады, особенно в сельской местности, снизили уровень бюджетных расходов за три последних года на 20—30 процентов. Нечем отремонтировать школу, ФАП, дорогу, наладить отопление. Не хватает финансовых ресурсов, чтобы принять на баланс объекты социальной сферы. А от советов, в нарушение законодательства и просто здравого смысла, требуют: принимайте! Ну, возьмут они на баланс инфраструктуру, а что дальше? Финансирования нет, материально- технического обеспечения — нет, даже специалистов по эксплуатации котелен — нет. Как результат, через 2— 3 года вся огромная социальная и инженерная инфраструктура может начать разрушаться. Кому это выгодно?

За десять лет я не смог получить ответ и на такой вполне очевидный вопрос: кто у нас определяет приоритетность того или иного закона, его работоспособность, механизмы его реализации? Где в этом механизме права и обязанности местного самоуправления?

Недавно попались на глаза материалы международной конференции, состоявшейся в Верховной Раде ровно два года назад, в декабре 1998-го. Председатель профильного комитета сказал: «Есть в нашем портфеле проект закона о праве коммунальной собственности, проект закона об общественных организациях, проект закона о политических партиях Украины, проект закона о службе в органах местного самоуправления, проект закона о местных референдумах, проект закона об утверждении примерного устава территориальной громады, проект закона о порядке проведения сборов граждан по месту жительства и другие». Прошло два года, и где же этот таинственный портфель и где же эти законы?

Все мы — работники местного самоуправления — надеемся на то, что разобщенность между «верхами» и «низами» будет преодолена. И в пределах региона города и районы, сельские и поселковые советы будут единым целым, что позволит обеспечить социально-экономическое единство территории и понизит степень конфликтности.

Да, из-за опасений децентрализации или из-за желания хорошо выглядеть перед Европой принцип подчинения нижестоящего совета вышестоящему не был принят. Но механизмы взаимодействия ветвей власти на уровне региона, в том числе по вертикали и по горизонтали, должны быть четко разработаны. И если областной совет или областная администрация не имеют возможности освобождать от работы за грубейшие нарушения мэров городов, то почему бы не передать эти права президенту?

Ирина БЕКЕШКИНА, кандидат социологических наук, эксперт Фонда «Демократические инициативы»:

— Все люди живут в конкретной местности, в конкретном районе и потому так или иначе сталкиваются с местными органами управления. До Банковой каждому из нас далеко, даже если мы живем в Печерском районе. И то, есть или нет у нас тепло, вода, многое зависит не столько от Банковой, сколько от местной власти.

Но местного самоуправления в полном понимании этого слова у нас нет, по моему мнению. Из-за того, что нет обратной связи электората с избранными его представителями, хотя мы выбираем даже районные и городские советы. И если спросить людей, за какого кандидата в Верховную Раду, а также в местный и особенно районный совет они голосовали, то, как правило, вспомнить о депутате в Верховную Раду они смогут, а вот что касается районной и городской, то это вряд ли. Значит, если плохо работает жэк, то управу на него я буду искать, в крайнем случае, в местном совете, но не в районном, что было бы логично. Это недостаток не только нашего сознания, но и реалий нашего бытия, когда не происходит разделения полномочий, когда за жэки теоретически отвечает районный совет, а на практике — нет.

Поскольку я много лет занималась социологическим изучением проблем столицы, то могу сказать, что сдвиги здесь произошли очень большие за то время, когда Александр Омельченко возглавил мэрию. Это продвижение вперед связано с тем, что власть стала более открытой, что сразу отразилось на общественном мнении. Но можем ли мы сказать, что власть настолько же открыта, скажем, на районных уровнях? Институт социологии в своем ежегодном опросе ставит вопрос: «Если бы государственная власть (общеукраинская, местная) приняла решение, которое противоречит вашим интересам, могли бы вы что-то сделать в этом случае?» По итогам опроса на общеукраинском уровне 4% считают, что они могли бы хоть что-то сделать, 68% не согласились с этим, а остальные — 29% — воздержались от ответа. На местном уровне ситуация несколько лучше: 9% считают, что они что-то могли бы сделать, 59% — нет, 32% — определенного ответа не дали.

Безусловно, есть определенные островки, где власть пользуется большим доверием. И это происходит не потому, что в этих местностях уровень жизни выше, а потому, что здесь власть прозрачная, открытая.

Александр ПАВЛИЧЕНКО, Центр документации и информации Совета Европы:

— Местное самоуправление в Украине зарекомендовало себя на сто процентов. И хотя ему только десять лет — оно не только устанавливается, но уже и работает. Во многом этот уровень самоуправления базируется на традициях и праве обычая той поры, когда были действительны поселковые советы, местная власть, которые впоследствии были поломаны советской системой. Сегодня административная система тоже довольно неохотно расстается со своими полномочиями, потому что это означает, что государство фактически теряет контроль. Со временем вертикаль государственного аппарата, президентской ветви власти должна быть немного устранена и заменена органами местного управления на местном и региональном уровне. На сегодняшний день у нас де-факто это состоялось, но органы самоуправления продолжают напоминать перекопированные органы государственной власти и не являются самодостаточными. Это одна из основных проблем сегодня. Для создания законодательной базы для самоуправления были использованы лучшие мировые образцы. Другое дело, насколько общее положение дел отвечает задачам. Если посмотреть на органы местного самоуправления в соседних государствах — Словакии, Венгрии, Австрии, то там органы местного самоуправления являются действительно независимыми. Они не подчиняются государственным структурам, имеют самостоятельное финансирование и проводят самостоятельную политику. Думаю, что мы к этому двигаемся, но на это уйдет еще не один десяток лет. Муниципальные районные структуры для этого должны стать прозрачными, они должны быть заодно с населением, и не просто с населением, а с каждым гражданином, который отдал им свой голос. И, конечно, эти органы должны быть полностью лишены политической окраски. Но в нашем обществе на данном этапе это исключено, и потому использование политической окрашенности отражается на действенности этих органов. Совет Европы внимательно следит за ситуацией развития местного самоуправления у нас, и его структуры с удовлетворением отмечают, что имеются большие позитивные изменения. Но при этом и утверждают, что еще существует много проблем, связанных с установлением режима прозрачности в информации о деятельности этих структур.

Екатерина ЮЩЕНКО, Наталья ТРОФИМОВА, Александра ЛАВРИНЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ