Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Самореанимация

Медицинская общественность имеет свой вариант сохранения здоровья нации
25 октября, 2002 - 00:00

Недавно состоявшийся форум украинской федерации общественных организаций содействия охране здоровья общества по многим факторам можно отнести к разряду из ряда вон выходящих. Во-первых, потому, что впервые голос медицинской общественности прозвучал громко и «членораздельно» (имеются ввиду конструктивные предложения). Во-вторых, потому, что, в отличие от большинства медицинских мероприятий, обговаривались конкретные шаги, а не просто декларировался приоритет данной сферы. И, наконец, в-третьих, потому, что скептицизм «общественников» по поводу отношения к ним власти не оправдался: на форуме появились не только министр здравоохранения и глава профильного комитета ВР, но и премьер- министр Украины Анатолий Кинах и первый заместитель главы Администрации Президента Валерий Хорошковский.

Как уже писал «День», 12 августа этого года Минюст зарегистрировал новое юридическое лицо — структуру, объединяющую 28 медицинских ассоциаций и обществ. Консолидировал же их единственный, но, заметим, немаловажный нюанс: несогласие с тем, что и глобальные решения, и частные случаи в здравоохранении обсуждаются лишь теми, кто, в лучшем случае, имеет ряд научных публикаций, но крайне далек от оказания первичной медицинской помощи, жизни стационаров и производства лекарств. На форуме, который собрал 925 делегатов, глава всеукраинской врачебной ассоциации Любомир Пириг высказался по этому поводу достаточно жестко. Памятуя о недолгом существовании в Украине подобной общественной организации «Пульс Украины», он считает, что всему виной небезызвестный админресурс — опасаясь потерять свои должности, высокопоставленные медики не горят желанием высказывать свое мнение. А в купе с бедственным материальным положением врачей и характерной для них углубленности в профессию, вполне понятно, что до сих пор медицинская общественность оставалась довольно молчаливой. Новоиспеченная организация называет себя «корректным компромиссом» и «конструктивной оппозицией». Она оставляет государству право формировать лишь костяк, то есть определять пути и стратегии, а за собой — наращивать мышечную массу: разрабатывать стандарты оказания медицинских услуг, лицензировать выпускников медвузов и контролировать их деятельность.

Кстати, по поводу профессионализма врачей и их естественного отбора высказался и глава комитета ВР по вопросам здравоохранения, материнства и детства Николай Полищук. Еще давно он предлагал устраивать выпускникам медвузов крайне сложные экзамены, чтобы после их сдачи ряды врачей пополнялись лишь настолько, насколько того требует госзаказ. В таком случае, в медицинской сфере будут работать профессионалы, а не «знакомые знакомых».

Тоже самое относится и к семейным врачам. Сейчас ни темпы их подготовки, ни качество конечного продукта не выдерживает никакой критики. При введении семейной медицины не учитываются нюансы и специфика их работы, и таким образом реформирование остается лишь на словах. Начальник Одесского управления здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор Петр Чуев предложил свою программу внедрения семейных врачей. По его мнению, грамотная ее реализация сможет одновременно убить двух зайцев — помочь сельской медицине и реорганизовать здравоохранение в целом. Все должно начинаться именно с сельской местности, где, в первую очередь, нужно оборудовать рабочие места для врачей. Исходя из самого определения понятия «семейный доктор», такой специалист должен не только ориентироваться в вопросах педиатрии, акушерства, геронтологии, но и иметь соответствующее оборудование и к тому же уметь им пользоваться. Несмотря на то, что одно рабочее место в селе обойдется в 50 тысяч гривен, П. Чуев считает, что это начало начал. И только после того, как сюда будут брошены средства и переадресована гуманитарная помощь, можно будет говорить о семейной медицине как таковой. «Государство должно взять на себя оснащение кабинетов семейных врачей и формировать мотивацию к тому, чтобы на этот факультет поступало как можно больше людей. То есть материально заинтересовывать».

Кстати, последний вопрос, что и понятно, оказался самым что ни на есть животрепещущим для медиков. Они поочередно жаловались на то, что их зарплаты ниже прожиточного минимума, а оказать медицинскую помощь на 1 гривню 44 копейки, которые государство выделяет в сутки на больного, нереально. Именно поэтому общественники от медицины, в первую очередь, призывают к тому, чтобы население осознало: за медицинскую помощь надо платить. «Почему цены на коммунальные услуги и продукты питания растут, и все воспринимают это довольно спокойно? Когда же речь идет о том, что за медицину надо платить, заявляют, что это бессердечно и негуманно?»

Сейчас, как рассказывает директор НИИ медико-социальной реабилитации населения Александр Руднев, в Украине 206,5 тысяч медработников и 10 860 разного рода специализированных учреждений, относящихся к негосударственному сектору. Их годовой оборот составляет 3,6 миллиарда гривен. И при наличии такой тенденции, по оценкам специалистов, к 2012 году объем платных услуг в денежном эквиваленте увеличится, как минимум, вчетверо. По мнению А. Руднева, проблема заключается в том, что все закрывают глаза на существование «частников» и не видят их симбиоза с государственной медициной. В негосударственном секторе здравоохранения мало известных имен, нет статистики, не защищен он и юридически. В то же время здесь есть то, чего недостает государственной медицине — деньги. Один из вариантов плодотворного сотрудничества директор НИИ видит в том, чтобы больницы и поликлиники сдавали часть своих помещений «частникам». Целесообразность этого очевидна — врач с врачом, независимо от того, в частной или государственной структуре он работает, всегда найдет общий язык. А их альянс обеспечит пациенту медицинскую помощь, соответствующую всем стандартам качества.

Другой вариант реанимации предложил директор «Одесской муниципальной больничной кассы» Сергей Батечко. Основываясь на собственных положительных результатах, он предложил сформировать общественно-государственный неприбыльный сектор здравоохранения с его основным элементом — больничной кассой. В нее каждый житель (он же потенциальный пациент) будет ежемесячно отчислять взнос в пределах 10 гривен. Пока плательщик здоров, его деньги, в сумме с отчислениями от других лиц, будут «лечить» нуждающегося в лечении. Если же он заболевает, они работают, опять-таки в сумме с другими, на него. Предваряя вопросы, С. Батечко подчеркнул, что эта система существенно отличается от добровольного медицинского страхования. Ведь в последнем случае придется точно очерчивать возможные заболевания и, в зависимости от их количества, платить ту или иную сумму. К тому же кассы легче контролировать. За соблюдением четко установленных стандартов оказания медицинской помощи следят так называемые медицинские адвокаты, которые ориентируются в вопросе и выступают средним звеном в цепочке «врач—пациент».

Словом, очевидно, что варианты вывода отечественного здравоохранения из кризиса общественники видят. Во всяком случае, знают, как обеспечить адекватную медицинскую помощь при наименьших затратах со стороны населения. В результате работы форума медицинские организации утвердили проект концепции общественной политики сохранения здоровья нации. В котором проголосовали за свою в ней активную роль. Сейчас медицинские чиновники их поддерживают и комментируют действия организации словами «давно пора». Об эффективности их деятельности скажут нормативные акты, которые будут обсуждаться и утверждаться в ближайшее время. Пока же в комплексной программе «Здоровье нации», рассчитанной до 2011 года, о законотворческой функции общественных организаций не сказано ни слова. Им отведена лишь роль наблюдателей.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ