Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сеанс беспленочного кино

25 июля, 2003 - 00:00

Отношение к замминистра разделило зал. Всем при входе выдавали пакет документов, главным их которых было письмо на самый верх — наших правителей просили предотвратить «прийняття невиваженого кадрового рішення». Далее — более 60 фамилий, среди которых столь неоспоримые киноавторитеты, как Кира Муратова, Роман Балаян, Ада Роговцева, руководители фестивалей «Крок» и «Молодость» — Ирина Капличная и Андрей Халпахчи соответственно, Евгений Паперный, легендарные аниматоры Евгений Сивоконь и Давид Черкасский. Большинство из них пришли в Синий зал, приехала даже Кира Муратова, официальные мероприятия не слишком жалующая. Присутствовала и противоположная сторона — авторы другой петиции, обвиняющие госпожу Чмиль во всех смертных грехах. Этот документ был зачитан Владимиром Савельевым. Стилистика его напоминала о чем-то неизбывно родном, взлелеянном годами коллективно- партийных самоистязаний: прямо готовый приговор на судебном процессе «кинематографистов-вредителей». Содержательно также не просматривалось ничего оригинального. Анну Чмиль обвинили в том, что студии развалены, а кино в тупике, что нет перехода на принятую во всем мире продюсерскую систему, что фильмы не выпускаются, а выпускается «бездуховная продукция» (?!), что курс на поддержку авторского кино — «нісенітниця» (?!!), и т. п. Подписался доселе неизвестный «худсовет Студии имени Довженко», в частности — Владимир Савельев, Николай Ильинский, Николай Зассев-Руденко, Александр Муратов.

Ну, а после началось то, о чем уже упомянуто вначале. Эмоции, эмоции, эмоции.

Справедливости ради следует сказать, что история со снятием Чмиль — действительно, некрасивая. То есть, обычная для наших реалий — работает себе человек, вдруг — ни с того, ни с сего — раз, и сняли. Без видимых причин, внятных мотиваций. И про отрешение от должности бедолага узнает чуть ли не из газет. То, что в конкретном случае требуется консультация с Союзом кинематографистов (членом его секретариата и была Анна Чмиль), никем не учитывалось. Впрочем, когда еще наша бюрократия вообще что-либо учитывала, кроме собственных интересов...

Интересно другое. Несложное сравнение фамилий под обоими письмами приводит к обескураживающему выводу. Если в защиту чиновницы высказались, повторяю, неоспоримые авторитеты — фамилии Муратовой, Балаяна или Черкасского давно вписаны во всемирные кинематографические святцы, то с «худсоветом» сложнее. Можно снимать фильмы хоть всю жизнь, было бы желание. Но можно ли их будет смотреть — другой вопрос, опять же, риторический. И если курс на поддержку авторского кино порочен, что ж — снимите хоть один блокбастер. То есть фильм, бюджет которого составит миллионы долларов и который не только эти миллионы вернет, но и принесет ощутимую прибыль. Кто-нибудь может представить себе Засеева, Муратова или Ильинского авторами столь оглушительного успеха? Вот и я о том же. То есть, в данном случае писали «наверх» персоны, по тем или иным причинам обделенные финансово и творчески.

Да и не в этом дело, в конце концов...

То, что студии развалены, и кино не снимается, известно. И утверждать, что в этом виноват один-единственный чиновник, является, мягко говоря, преувеличением. Снимут Чмиль, поставят кого-нибудь другого или вообще ликвидируют должность зама по кино (что наиболее вероятно) — что изменится? Разве что киношникам, чтобы выбить деньги у государства, придется оббегать на пару кабинетов больше. Но такова непреложная реальность нищей страны с выжженной частыми пожарами культурой. Вечная зависимость от злого или доброго барина. Жалует царь, да не жалует псарь. Ряд присказок можно продолжить.

И так будет всегда, пока не прекратится это странное существование в режиме полусоветской Европы с самым большим приростом экономики, поголовной бедностью, обнаглевшей коррупцией, загаженными улицами, издевательски невыполнимыми (невыполняемыми) законами, — далее до бесконечности. Пока вокруг творится именно такое кино, никакого другого кино не будет. И никакой, самый добрый и умный чиновник, ничем не поможет. Разве что выбьет пригоршню гривен для талантливого человека — что собственно, у Анны Чмиль иногда получалось.

Какой же из всего этого выход? Очень простой.

Или научиться жить гармонично, богато и своей головой, оставив власть в качестве прислуги. Или сдохнуть к чертовой матери.

Третьего, кажется, не дано.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ