Оценивая торговую политику, где индекс составил «3» (умеренный уровень протекционизма), эксперты обращают внимание на применение правительством непрозрачных стандартов и лицензий на импорт. Рейтинг эффективности налогообложения составил «4,5», в связи с чем было отмечено, что наивысший уровень подоходного налога в Украине составляет 40%, средняя норма подоходного налога — 20%, наивысший уровень налога на прибыль — 30%, при этом расходы правительства в 1998 году составили 39% ВВП. Индекс рейтинга государственного вмешательства в экономику составил «4», он был снижен на 1 пункт с учетом того, что правительственные расходы оцениваются в 26,1% ВВП при показателе 22,7% в прошлом, указывается в сообщении Фонда.
Уже в течение многих лет рейтинги «Индекса экономической свободы», которые опираются на 50 экономических показателей по 10 основным категориям, считаются надежным показателем экономического состояния большинства стран мира. Исследование подтверждает существование непосредственной связи между уровнем экономической свободы и уровнем дохода на душу населения. По данным Всемирного банка, если в «преимущественно несвободных» и «репрессированных» экономиках доход на душу населения составлял в 1998 году вблизи $2800, в «преимущественно свободных» экономиках этот показатель возрастает вчетверо — до $11054, а в «свободных» — еще вдвое, до $21206.
Самой либеральной из бывших советских стран остается Эстония, которая занимает 14-е место среди ведущих экономик мира. За последний год ее рейтинг вырос на восемь позиций. Литва также поднялась на 19 позиций и занимает 42-е место. Резко улучшила свои показатели Армения, осталась без изменений ситуация в России, значительно ухудшился рейтинг Молдовы. Критерии определения рейтинга включают состояние банковского и финансового секторов, потоки капиталов, уровень иностранных инвестиций, уровень фискального давления, уровень вмешательства правительства в экономику, объемы теневого сектора, уровень заработной платы и цен, права собственности, регулирование предпринимательской деятельности и тому подобное. Это достаточно солидный перечень параметров оценки. Стоит заметить, что показатели Украины ухудшились в период послевыборного «окна возможностей» и деятельности якобы самого либерального из всех правительств. Однако реформаторский имидж и реальные процессы в экономике, как свидетельствует украинский пример, вещи разные.
КОММЕНТАРИИ
Александр КАРПОВ, директор Украинской ассоциации членов Europay:
— Мне понятно, почему был снижен рейтинг Украины: достаточно вспомнить хотя бы принятые решения относительно внедрения электронных контрольно-кассовых аппаратов и подавления упрощенной системы налогообложения. Это серьезные ошибки со стороны власти. В чем же причины ухудшения общего климата для развития бизнеса? В первую очередь это связано с отсутствием эффективной системы управления. Каждый министр действует по собственному усмотрению, далеко не все распоряжения Президента выполняются правительством, продолжается противостояние между правительством и парламентом... Все это не содействует созданию лучших условий для развития предпринимательства. Если сравнивать с нашим северным соседом — Россией, то там сейчас наблюдается попытка предоставить толчок либеральным реформам и одновременно ограничить политическую свободу. У нас ситуация еще хуже, ибо то, что декларируется, на самом деле не выполняется.
Станислав АРЖЕВИТИН, председатель правления банка «АЖИО»:
— Наиболее привлекательные сектора экономики сейчас распределены между группами, которые умеют лоббировать собственные интересы и благодаря этому господствуют на важнейших рынках. Все другие рынки зависимы от них. Поэтому экономической свободной среды у нас действительно пока что нет.
Сдвиг на лучшее есть, но результат приходит не так быстро. Это напоминает хирургическую операцию: сначала пациент чувствует себя плохо, а потом он выздоравливает. На мой взгляд, западные эксперты как раз и зафиксировали тот период, когда мы пребываем в «реанимации», но выздоравливание впереди, оно обязательно наступит. Главное то, что мы не отступили назад, а двигаемся вперед.
Сергей ЛИТВИНОВ, генеральный директор компании «Минолта Украина»:
— Моему бизнесу больше всего препятствует контрабанда. Наша компания работает честно, открыто, выплачивает налоги и другие платежи — конечно, в этом мы не единственны. Но все же подавляющее большинство конкурентов импортирует товары нелегально, пользуется нечестными методами. Не думаю, что это является признаком свободной экономики, ибо она предусматривает создание одинаковых условий для всех. Нужно признать, что государство с контрабандой не борется.
Еще один пример из бизнесовой практики. В одном из украинских городов прокурор, не желая платить за ремонт офисной техники, устроил тотальную проверку филиала нашей компании. То какая здесь экономическая свобода, если любой чиновник местного уровня может вывести из строя целую фирму?
P.S. Понятно, что приведенные комментарии не дают полной картины отечественной бизнес-среды. «День» предлагает активно выразить свою оценку уровня экономической свободы в Украине представителям бизнеса — особенно среднего и малого.