Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей Борткевич. Возвращение в Украину

15 мая, 2001 - 00:00

Сегодня в Чернигове, а завтра в Национальной филармонии Украины будет представлена программа «Последний романтик. Возвращени е в Украину». Симфонический оркестр «Филармония» исполнит Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор соч.16 и Первую симфонию ре-мажор соч.52 «Из моей родины» (Aus Meiner Heimat) украинского ко мпозитора Сергея Борткевича.

Сергей Борткевич родился в Харькове 28 февраля 1877 года, а умер в Вене 25 октября 1952 года. Его имя и произведения в Украине практически неизвестны. Премьера Первого фортепианного концерта Сергея Борткевича в Украине состоялась в мае минувшего года. Тогда это был авторский проект заслуженного артиста Украины киевлянина Николая Сука, который в настоящее время живет в США. В октябре 2000 года третью часть того же концерта в Национальном дворце «Украина» исполнил черниговский оркестр «Филармония».

Николай Сук, «реанимировавший» для Украины немало композиторов и произведений, в этот раз выступает в роли художественного советника программы «Последний романтик. Возвращение в Украину». Он же «раздобыл» для «Филармонии» партитуру неопубликованной Первой симфонии. И здесь нельзя не вспомнить еще одного человека, более тридцати лет занимающегося изучением творчества Сергея Борткевича. Это доктор философии Бомбейского университета Багван Тадани (Bhagwan Nebhraj Thadani), который проживает в Виннипеге (Канада).

— Собственно, и название нашей программы заимствовано у Багвана Тадани, который собрал практически все произведения Борткевича, — говорит художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра «Филармония» заслуженный деятель искусств Украины Николай Сукач. — Теперь благодаря его энтузиазму и заботам Николая Сука мы будем иметь основные оркестровые произведения (у Борткевича есть три фортепианных концерта, концерты для скрипки, виолончели).

— Из трех фортепианных концертов только первый в партитуре, а второй и третий — в клавирах и не известно, существуют ли партитуры. Если не удастся их найти, конечно же, я буду инструментовать сам в манере Борткевича. И хотя это дело нескольких лет, моя цель — сыграть все, что можно и в полном объеме вернуть имя композитора в Украину.

Почему бы, к примеру, в программу конкурса Памяти Владимира Горовица не включить обязательное исполнение одного из произведений Сергея Борткевича. Автоматически вся бы Украина его заиграла.

А еще Николай Сукач мечтает о фестивале Сергея Борткевича.


— Я могу поделиться личными впечатлениями. С каждым композитором у дирижера особые отношения. В каком-то растворяешься полностью, в каком- то — больше дирижерской воли и своего видения музыки, — говорит Николай Сукач. — Впервые у меня так случилось, что реальное присутствие композитора — в какой форме, я даже не знаю — ощущаю. Этот образ не создается лишь из музыкальных звуков. Здесь и философское начало, и много всего, что объяснить довольно сложно. Это не шаги командора, но что-то такое, что ощущаешь довольно сильно.

Николай Сукач убежден, что более достойного произведения для праздничного концерта в честь десятилетия Независимости, чем финал Первой симфонии Борткевича просто не существует. Это праздничная нарядная украинская музыка с налетом профессионального русского симфонизма.

— Почему Борткевич забыт? — задает себе вопрос Николай Сукач. — 14 лет он прожил в Германии, а потом уехал. Это эпизод. Затем тридцатилетний период в Австрии. Он там сочиняет, концертирует. За это время написал «Австрийскую сюиту». Все остальное — музыка, совершенно не относящаяся к национальным приоритетам Австрии. И учитывая, что Австрия — это Моцарт, Бетховен, Брамс, Брукнер, продолжать, я думаю, не имеет смысла, в Борткевиче просто не нуждались. В 1997 году даже могилу Борткевича сравняли с землей бульдозером, об этом мне сказал Тадани.

Но самое важное, почему Борткевич должен жить — это его национальные корни. Мы культурная и талантливая нация. И хотя музыка довольно космополитична, возрождение такого композитора просто сделает нашу жизнь богаче. Ведь не секрет, что в украинской классической музыке существует некий вакуум. Вернее, даже не вакуум, а то, что ярких композиторов не так уж много. Их перечень гораздо короче чем в российской музыке.

Первая симфония написана в 1935—1936 годах в Вене. Аудиозапись исполнения этой симфонии оркестром Венской филармонии в 1948 году (дирижировал Сергей Борткевич) появилась в Чернигове так же благодаря Тадани. Это необыкновенно нежный мелодизм на фоне силы и первозданности оркестровой музыки. Вторая и четвертая части — ярко выраженная украинская тема. Во второй части тема еще шире, более славянская, которую хочется дополнить группой балалаечников и гусляров. А для полной «визуальной картины» четвертой части не достает только танцюристов (именно украинских танцюристов, а не танцовщиков). К тому же музыкальная тема четвертой части так и просится, чтобы ее постоянно напевали.


В фортепианном концерте, написанном в 1910 и опубликованном в 1913 году, некоторые темы могут ассоциироваться с язычеством. Чувствуется что-то былинное в преломлении интеллигента, который глубоко чувствует славянские корни. И еще в обоих произведениях пронизывает чувство какой-то тревоги. Не трагизма, а именно тревоги за будущее. Вся музыка настолько театральна, что в ней чувствуется светлое, одухотворенное лицо автора, не обезображенное никакими гримасами.

— Кое-кто говорит, что Борткевич писал под Рахманинова, — рассуждает Николай Сукач. — Ничего подобного, он писал «под себя». В этом я уверен. И не исключено, что для Украины он такая же величина, как Сергей Рахманинов — для России.

Cергей ЦЫГАНКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ