Сергей Владимирович был неординарным человеком и ярким художником, встречи с которым надолго остались в памяти тех, кому посчастливилось работать и общаться с мастером. Данченко был разным. О режиссере «Дню» рассказали его друзья и коллеги.
Тандем Сергей Данченко—Богдан Ступка просуществовал 34 года! Их совместное творчество началось во Львове в Театре им. М. Заньковецкой спектаклем по пьесе Виктора Розова «В дороге». Вместе режиссер и актер познали триумф и славу, а также горечь неприятия и резкую критику. Их можно назвать талисманами друг друга. Такие значительные работы, уже вошедшие в театральную историю, как «Ричард III», «Каменный гость», «Украденное счастье», «Дядя Ваня», «Энеида», «Тевье-Тевель», «Король Лир» — созданы ими вместе. И то, что Ступка стал «актером № 1 в Украине», как называют его критики, во многом заслуга и С. В. Данченко. Именно Богдан Сильвестрович подхватил упавшее из рук Сергея Владимировича франковское знамя, став худруком театра. — Мы с Данченко более трех десятилетий были единым целым, — признается Б. СТУПКА. — Я многому научился у него, а он, наверное, у меня. Я благодарен Сергею Владимировичу за поддержку, за понимание. Ведь я всегда сомневаюсь в своих силах пока не пойму, что же должен сыграть. Иной раз выхожу на сцену и понимаю, что от меня режиссер ждет чего-то неимоверного... а я еще не нашел ту «ниточку», которая поможет распутать «клубок» роли. Болезненно переживаю, если не получается. А Данченко мог одним словом, взглядом поддержать, подсказать и заставить идти именно по то той тропинке, которую он начертал, как постановщик. Вспоминаю, как на спектакле «Украденное счастье», выйдя на сцену в роли Мыколы Задорожнего, вдруг услышал легкий смех в зале. Меня просто передернуло: трагическая минута, а тут смеются, неужели я не сумел захватить зрителя? После премьеры Данченко меня успокоил: «Этот смех говорит о живом восприятии зала и твоему герою зрители сочувствуют»...
У Сергея Владимировича была любимая песня — «Сиреневый туман», и когда он был в хорошем настроении, кураже, то всегда ее пел. Но мало кто из наших актеров понимал его пристрастие. Там есть такие слова: «Кондуктор не спеши, кондуктор понимает...» Именно в них заложен огромный смысл, я бы даже сказал, жизненное и творческое кредо мастера — не спешить и понять другого, семь раз отмерить и один раз отрезать... — Сергей Владимирович сочетал в себе дар режиссера и дипломата, — считает Эдуард МИТНИЦКИЙ , художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии: — Как режиссер Данченко точно ощущал время, свою зависимость от эпохи. Его спектакли отражали дух времени. Сергей Владимирович был режиссером вселенной, а не провинции, определенной очертанием национального орнамента. Он исповедовал режиссуру как профессию без границ. Не навязывал своего мнения, давая возможность актеру искать в разных вариантах. Дипломатия его была срежиссирована умом, терпением, вкусом. Он никогда не суетился. Принимал признание как должное. Знал, что, когда, кому положено и работал. Хотя жил невесело. Ему многое было дано, и он многое успел создать. — Молодым актерам Сергей
Владимирович давал возможность реализовать себя, доверяя играть ведущие роли, — рассказал Анатолий ХОСТИКОЕВ . — Я в 21 год пришел работать во Львовский театр им. М. Заньковецкой (дебютировал в главной роли Черныша в «Знаменосцах» Гончара). Работал один без дублера и когда через год ушел служить в армию, то Сергей Владимирович не стал вводить нового исполнителя, а вообще снял спектакль до возвращения в театр.
Данченко обладал удивительной способностью создавать творческую атмосферу... Репетировать «Кина IV» (по пьесе Григория Горина) — о легендарном английском актере — начал Сергей Владимирович, но надолго заболел, и мне пришлось доводить этот спектакль до премьеры. Было непросто. «Как мне играть, каким был Кин?» — спрашивал я у Данченко. Сергей Владимирович посоветовал идти от себя, и дав импульс, он подтолкнул мою фантазию, эмоции. На премьере мы получили от Сергея Владимировича поздравительную телеграмму, присланную из больницы. А когда он поправился и посмотрел спектакль, то ничего не стал менять. Так он идет уже шестой сезон всегда с аншлагами...
«Пигмалион» — последний спектакль, поставленный Данченко. Он родился быстро — всего за полтора месяца. На репетициях мы не замечали, что Сергей Владимирович плохо себя чувствует, репетировали легко... Премьера состоялась 16 ноября 2000 года, и с тех пор «Пигмалион» стал одной из визиток нашего театра. Спектакль очень любят не только зрители, но и мы, актеры. 17 марта мы будем играть в память о мастере — Сергее Владимировиче Данченко. — Я проходил режиссерскую практику у Данченко в Театре им. И. Франко, был его стажером, — вспоминает Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ , худрук театра «Сузір’я». — Вместе с Сергеем Владимировичем мы поставили два спектакля. Запомнилась постановка «Здавалося б, одне лиш слово» (либретто Андрея Малышко), посвященное Тарасу Шевченко. В прологе у нас читали стихи современных поэтов: Бориса Олийныка, Лины Костенко, Дмитра Павлычко. А в финале, когда зазвучало «Реве та стогне Дніпр широкий», эмоциональный посыл был настолько сильным, что зрители, не сговариваясь, все как один встали. Кто-то из коллег сказал: «Ну все, теперь нас точно посадят» (ведь до перестройки было очень далеко). Сергея Владимировича после премьеры вызывали в ЦК «на беседу». Но спектакль он отстоял, а на нервной почве на следующий день у него пропал голос...
Часто после спектаклей или репетиций мы приходили к Данченко домой и продолжали обсуждать театральные проблемы... Смерть Сергея Владимировича — огромная потеря для театрального мира Украины. Он был гениальным режиссером и прекрасным человеком. Он не давал готовых рецептов, установок, не ставил конкретных задач, не стучал по столу, но умел добиться, чтобы все занятые в спектакле отдавались ему до конца. По первому своему образованию он геолог. И, видимо, поэтому он умел слышать камень. Это помогало в режиссерской профессии слышать и слушать. Я бы назвал его мастером полутонов и нюансов. Он умел создать вибрацию и только своим присутствием на репетиции заставить актеров иначе посмотреть на свою роль, искать то главное, ради чего, в принципе, они выходят на сцену. На работу Данченко всегда приходил внутренне собранным и этого добивался от своих театральных коллег. Он не требовал эффектных поз, широких жестов, взрывов голоса, но, вместе с тем, его спектакли всегда были очень сильными; зрители после них выходили просветленными. Он заставлял людей думать...
Сергей Владимирович поднял Театр им. И. Франко на высочайший уровень. Сегодня в коллективе работают его единомышленники. А главная память о Данченко та, что театр, которому он отдал полжизни, остается флагманом украинской культуры.