Свой первый официальный зарубежный визит министр обороны Украины Евгений Марчук нанес в Польшу. Как, и ожидалось, один из главных вопросов, которые поднимал министр во время встреч с руководством соседней страны, касался, в первую очередь, пребывания украинского контингента в Ираке. Не секрет, что именно решение об отправке миротворцев в эту страну содействовало улучшению взаимоотношений Киева с Западом. Не исключено, что продемонстрированная в очередной раз украинскими военнослужащими способность на равных справляться с поставленными задачами в непростых ситуациях позволит Украине более уверенно чувствовать себя также на переговорах о вступлении в НАТО. Как известно, украинское решение об участии в стабилизационных силах высоко оценили Соединенные Штаты (их ключевая роль в принятии решений Североатлантического альянса не подлежит сомнению). А во-вторых, не должна бы забыть украинскую поддержку и Польша, поскольку далеко не все страны соглашались участвовать в многонациональных силах в Ираке в секторе ответственности Варшавы.
О некоторых деталях визита в Варшаву министр обороны рассказал в интервью радио «Свобода». Из информационных лент, кроме прочего, стало известно, что президент Польши Александр Квасьневский наградил Евгения Марчука орденом «Командорский крест». Вчера украинская делегация во главе с Евгением Марчуком участвовала в торжествах в честь Дня Войска Польского.
— Первый визит в качестве министра обороны вы проводите на Запад. Является ли этот факт признаком того нового мышления, о котором вы упоминали, когда пытались убедить украинские политические элиты в правильности идеи участия Украины в стабилизационных процессах в Ираке? Или это просто спонтанный шаг?
— И то и другое. Мой коллега Ежи Шмайдзинский вчера расшифровывал такую закономерность: как раз именно сейчас, именно сегодня Украина, ее оборонное ведомство, наиболее тесно сотрудничает с Польшей. Мой первый неофициальный, то есть рабочий визит за пределы Украины, также был в Польшу, в Краков, и первый официальный визит — тоже в Польшу, но в Варшаву.
— Господин министр, шла ли речь во время ваших бесед, встреч с польскими лидерами, с президентом Квасьневским, в частности, о возможности вхождения украинского представителя во временную гражданскую администрацию в Ираке?
— Этот вопрос обсуждается, но он является предметом переговоров с Соединенными Штатами и Великобританией.
— Поддержит ли здесь Польша Украину, если бы такая вероятность возникла?
— Да, Польша поддержит.
— Утром 15 августа представитель польского правительства господин Земке в интервью польскому телевидению сказал, что некоторые польские солдаты в Ираке плохо переносят жару и некоторых из них нужно отправлять назад в Польшу. Как это выглядит в украинском контингенте?
— Люди есть люди. Большинство наших солдат хорошо переносят жару, но у кое-кого были и тепловые удары... У одного военнослужащего есть некоторые осложнения, и его отправят домой. Это связано с тем, что контингент не прошел адаптацию. И такое было не только среди воинов украинского или польского контингента. Ведь 51 градус, плюс одежда, бронежилет, каска, и если это еще в бронетранспортере... Температура доходит до 90 градусов, и потому даже очень здоровые люди тяжело это переносят.
— В составе польского контингента в Ираке не хватает специалистов, которые могут свободно общаться с иракским населением, об этом говорится, в частности, в Польше. Заполнила ли Украина этот пробел? Есть ли среди украинских военных в Ираке люди, которые имеют афганский опыт, имеется в виду советско-афганская война?
— Нет, участников афганской войны в нашем контингенте нет, но более 30% наших военных — это те, кто имеет опыт миротворческой деятельности.
— Евгений Кириллович, а на каком языке общаются наши с иракцами? Многие ли знают английский язык? Есть ли среди них арабисты?
— Есть около сорока человек, владеющих английским языком, есть профессиональные переводчики, и есть немного, трое, владеющих арабским, именно иракским вариантом. Сейчас идет подготовка переводчиков с арабского языка для следующего контингента.
— Шла ли речь в беседах с польскими коллегами о конкретном выполнении Украиной плана сотрудничества Украины с НАТО?
— Да, предметом наших переговоров было не только наше сотрудничество в Ираке, но и двухстороннее сотрудничество. Результатом является подписание соглашения о побратимских отношениях двух наших воинских подразделений, а также вопрос сотрудничества с НАТО, особенно то, что касается реформирования оборонной сферы.
— Господин министр, позвольте деликатный вопрос.
— Да.
— Перед вашим приездом в Польшу «Газета Выборча» в репортаже об отправке украинского контингента в Ирак написала: провожая воинов в Ирак, Евгений Марчук сказал: «...«Да пребудет с вами Бог!» — сказал бывший офицер КГБ...» Это я цитирую польскую «Газету Выборчу». Скажите, это просто фраза или так вас когда-то провожала в дорогу мама? Это нечто новое в вашей лексике?
— Наши военные отправились не на военную прогулку и не на военно-туристическую акцию, их миссия связана с большим риском для жизни. Все, кто отвечает за наших военных и кто занимался их подготовкой, все это хорошо понимают. И сказав в конце «Храни вас Господь!», я это сказал не «по тексту»... Не с написанного...
— Понимаю. Как, на ваш взгляд, может повлиять на имидж Украины тот неприятный инцидент с нелегальной перевозкой топлива, к которому якобы причастен украинский экипаж? Кое-кто говорит, что это провокация.
— Там сейчас идет расследование, но, я думаю, к этой ситуации, к нашему участию в стабилизационных силах и к сотрудничеству с поляками, и с Соединенными Штатами, это не будет иметь никакого отношения и никак не повлияет. Я хотел бы еще сказать, что мы договорились с господином Шмайдзинским, а также с господином Мареком Сивецом, и есть согласие на это Президентов Украины и Республики Польша, что второго-третьего сентября мы втроем (и с нами будут по два-три человека, которые отвечали и отвечают за безопасность и снаряжение наших военных) отбудем в Ирак к нашим контингентам...