Украинское угольное лобби сформулировало свои требования к правительству и парламенту. Вчера в Киеве начался съезд Профсоюза работников угольной промышленности, где его председатель, Виктор Турманов, весьма конкретно объявил, чего ждут украинцы от государства. При этом он не исключил, что если предварительные договоренности, заключенные на съезде, останутся обещаниями, Крещатику напомнят стук шахтерских касок. Для убедительности профсоюз распространил информацию о том, что на сегодняшний день он объединяет 90% работников отрасли.
Прежде всего, ПРУП потребовал от правительства согласиться с увеличением суммарного объема государственных дотаций отрасли до 3,5 миллиарда гривен. Отметим, что в уже утвержденном Кабинетом Министров проекте бюджета-2004 на эти цели предусмотрено 2,9 миллиарда. Председатель отраслевого комитета Верховной Рады Андрей Клюев вчера с трибуны съезда пообещал отстоять объем дотаций на уровне 3— 3,5 миллиарда гривен, что даже вызвало в зале жидкие аплодисменты. Но при этом сам главный парламентский энергетик признал, что «вокруг бюджета сейчас идет политическая война, и нужно приложить много усилий, чтобы ее выиграть».
Кроме того, ПРУП потребовал от Кабинета Министров вернуть шахтам 795 миллионов гривен, которые «забыли» выплатить из прошлогоднего бюджета. Всю эту сумму предложено направить на погашение задолженности по зарплате шахтерам. На сегодня этот долг составляет около 1,2 миллиарда гривен. Министр топлива и энергетики Сергей Ермилов пообещал решить эту проблему до конца 2004 года. Отраслевой профсоюз заявил о готовности пойти на этот компромисс при условии, что все текущие зарплаты будут не только выплачены в срок, но и повышены в ближайшее время. На сегодняшний день средняя зарплата украинского шахтера составляет 632 гривни. В рейтинге доходов эта профессия занимает 18-е место в стране.
Профсоюзный лидер Виктор Турманов оценил качество государственного управления отраслью как недостаточное, в связи с чем потребовал от правительства рассмотрения вопроса о возрождении Министерства угольной промышленности. Эта идея активно дискутируется в правительстве в последние месяцы, но шансы на ее реализацию, судя по всему, невелики. Министр топлива и энергетики Сергей Ермилов является сторонником комплексного подхода к регулированию ТЭК. О том, что проблемы угольщиков нужно рассматривать, учитывая интересы всей энергетики, на съезде заявил и председатель парламентского комитета Андрей Клюев. Он известен тем, что является представителем бизнеса, работающего на тепловых электростанциях. В связи с этим весьма уместно прозвучало его предупреждение о том, что резко выросшая в последнее время задолженность «Энергорынка» перед ТЭС (более 700 миллионов гривен) обещает по цепочке отозваться срывом расчетов с шахтами, продающими тепловикам уголь.
Не обошлось на съезде и без эмоций. Забойщик шахты им. Дзержинского Александр Герасимов, выйдя на трибуну, похоже, решил высказать президиуму все, что наболело, с трудом сдерживая крепкие слова. «Вы, президенты-министры, обещаете и не выполняете. Поменялся бы я с вами местами, чтобы в забой спустились. Может, тогда выполнили бы обещания», — заявил забойщик, глядя на растерянные лица правительственных и парламентских руководителей. По словам Александра Герасимова, престижность профессии шахтера у молодежи сейчас катастрофически упала, и если молодой работник после прихода на шахту проработает три месяца, это считается рекордом.
В целом же съезд ПРУП зафиксировал усиление лоббистского потенциала организации. На это указывает и утверждение нового устава, согласно которому власть в профсоюзе становится более централизованной. После откровенного поражения, по итогам бюджетного процесса прошлого года, угольные генералы осознали, что пора активизироваться. Понимая, что нервировать такую публику опасно, представители власти на съезде ведут себя уступчиво, обещая максимальное содействие. Можно не сомневаться, что сегодня на съезде в том же тоне выступит премьер-министр. Что такое шахтерские забастовки и походы на Киев накануне президентских выборов, он наверняка хорошо представляет.