Пока в Киеве продолжаются политические дебаты и споры, в областных и районных центрах жизнь идет и каждый день требует решения новых задач, а здесь еще добавился вопрос подготовки к парламентским выборам... Но, как всегда, больше всего глав городов волнует глобальный вопрос децентрализации власти. Для этого необходимо внести изменения в законодательство, что также требует времени. Гость клуба мэров, бывший народный депутат Николай Томенко, «порадовал», спрогнозировав, что если Украина после внеочередных парламентских выборов «пойдет оптимистическим путем» (имеется в виду, что выборы признают прозрачными, депутаты в Верховной Раде быстро создадут коалицию и правительство), то на второй сессии Верховной Рады уже можно будет ставить вопрос об органах местного самоуправления. По его мнению, это займет еще год-полтора.
А так хозяева городов остаются практически один на один со своими проблемами. Как отметил руководитель клуба мэров Владимир Удовенко, создается впечатление, что все украинское общество — это депутаты Верховной Рады, Секретариат президента, Генпрокуратура, руководство МВД, а к ним присоединились представители СМИ — и больше ничего в Украине не происходит. А проблем чрезвычайно много, и кому, как не руководителям городов, поселков и сел о них не знать: от оборудования детских площадок, ремонта дорог до борьбы с ВИЧ/СПИДом.
Самое главное, отметили мэры городов, что «на местах» людей политика совсем не интересует — они живут реальными проблемами. Участники круглого стола согласились, что любую работу по формированию в обществе других ценностей, ответственного отношения к своей работе следует начинать уже сегодня, и с малого: уборки дворов и балконов, ремонта крыш и канализаций. Это даст возможность каждому человеку внести свою долю в общественную жизнь и, по словам Ларисы Ившиной, «община начнет оживать».
Владимир ЧАЙКА, городской голова Николаева:
— Нам сейчас очень нужно внести изменения в Конституцию, связанные с изменениями законов, что касается местного самоуправления. На сегодняшний день органы местного самоуправления — это буфер между всеми ветвями власти. Поэтому если изменения в Конституцию не будут внесены, то мы лишимся этих органов местного самоуправления как таковых и, особенно, веры людей в то, что на местах власть может что-то для них сделать. А то, что люди сегодня обращаются в Кабмин или к Президенту, свидетельствует о недоверии к местным органам власти. Ведь полномочия предоставлены нам формально — грош им цена, потому что они не подкреплены сегодня средствами.
Вторая проблема — бюро технической инвентаризации (БТИ). Сегодня все его полномочия передали коммунальному министерству и Министерству юстиции. Что человеку делать? Перед тем, как продать квартиру — обращаться в Минюст, чтобы продать собственность, нужно обращаться в Минжилкоммунхозяйство? Зачем такая волокита, ведь, как говорится, на месте все вопросы можно решить в автоматическом режиме. Существует проблема с регистрацией предприятий и организаций. Что у нас творится? Нам не дают возможности регистрировать их здесь, здесь же решать все вопросы за один день, а потом уже реестр передать органам государственной регистрации. А выходит, что там «завис» компьютер или что- то еще произошло, а здесь человек ждет целую неделю. И таких вопросов очень много. Скажу еще также о тендерах и закупках. Это просто ужас! Я отвечаю за коммунальную дорогу, у меня — коммунальное предприятие, и при этом должен за средства, которые заработал, проводить тендер, отдавать средства государству, чтобы потом мои дороги кто-то обслуживал, выиграв этот тендер... Нам необходимо проходить сложную процедуру тендера, и от этого страдают все.
Много нынче говорится об изменении территориального уклада, смотрят на Польшу, но Польша шла к этому семь лет и потратила на это 13 миллиардов долларов, и если кто-то говорит, что объединит 3—5 сельских бедных советов и они станут более богатыми, то не будет такого. Потому что нет финансовой базы для улучшения. В Польше пока не сделали инфраструктуры, коммуникаций и референдума на предмет кто с кем объединится, административной реформы не проводили. А у нас опять заговорили о ней.
Александр ИСЫП , городской голова Кобеляк (Полтавская область):
— Я избран уже на третий срок и работаю десять лет. С каждым сроком становится работать сложнее. У таких небольших городов, как Кобеляки, с населением до 50 тысяч, есть очень серьезные проблемы, которые на уровне государства сегодня решаются очень некомплексно и непоследовательно. Главные проблемы — это финансирование, сотрудничество с районной и областной ветвями власти, формирование бюджетов, налоговой системы и целый ряд других. В комплексе их можно решить лишь на самом низком уровне. Например, в Кобеляках мы успешно решили проблему теплоснабжения — перешли с централизованного на индивидуальное. При том, что было запрещено это делать «сверху». К нам приходило много писем, нас проверяли с КРУ, приезжали из Антимонопольного комитета. Но наперекор всем мы это сделали, и люди — довольны, потому что в городе сегодня нет проблем с теплообеспечением. Если встречаться с людьми, показывать прозрачно механизм разрешения проблем, то шансы, что тебя поймут и поддержат, есть.
Так, сегодня мы поставили задачу организовать централизованный сбор мусора — ввести контейнерный сбор. Нам нужно будет научиться этот мусор разделять. Не принципиально как — либо самим людям разделять дома на кухне, и вбрасывать в разные контейнеры (что будет более дешевым для людей), или в ангаре, путем наемных рабочих рук — это должна решить общественность города. Думаю, что за год-два мы с этим справимся.
Что касается сотрудничества с централизованной властью, то, убежден, она должна повернуться к людям и сказать, что фундаментом общества является не Верховная Рада, не Кабмин и даже не Президент, а местная власть — в селе, поселке и городе. И если предоставить нам не только полномочия, которые по закону вроде бы есть, но и возможности решать эти проблемы, тогда и народ будет доволен, и дороги будет за что отремонтировать, и перекрыть крыши и все остальное... Я имею в виду соблюдение условий Европейской хартии, которую мы ратифицировали десять лет назад и норм закона о местном самоуправлении, которые зачастую являются декларативными.
Владимир УДОВЕНКО , мэр Славутича (Киевская область):
Я вижу такие принципы реформы системы местного самоуправления.
1. Местное самоуправление — с децентрализованным государственным управлением.
2. Местная демократия — основа демократии в целом.
3. Местное самоуправление, как мощный ресурс управления, должен соответствовать принципам Европейской Хартии местного самоуправления.
4. Реализация принципа субсидиарности — главная составляющая построения децентрализованной местной власти.
5. Территориальной общине, региональному сообществу должны принадлежать разграниченные полномочия.
Ныне наши территориальные общины проходят школу становления. Несовершенная избирательная система, которая оторвала политиков даже на местном уровне от граждан, все равно побуждает граждан к поиску моделей участия в управлении своим городом. Особенно — социально активной части, а это самое главное. Известно, что за один избирательный срок не научишься полной модели местного самоуправления. Взгляните на западные страны: сколько лет им потребовалось, чтобы их местное самоуправление стало эффективным, работало на полную мощность — и нам необходимо время. Главное, чтобы мы поняли, есть централизованные государства, с централизованным государственным управлением, и государства с децентрализованным. Живут люди лучше в системах нецентрализованных, и услуги предоставляются более качественные, и объем их полнее там, где развито местное самоуправление. Потому что именно местная власть — городская, поселковая и сельская — лицом к лицу с людьми.