Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сильная Настя

Кто и как поможет 5-летней героине
21 марта, 2005 - 21:11
80% КОЖНОГО ПОКРОВА НАСТИ СИЛЬНО ОБГОРЕЛО. НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СВОИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ РАНЫ, ЧИСТО ПО-ЖЕНСКИ ДЕВОЧКА ИНТЕРЕСУЕТСЯ У ОПЕРАТОРОВ И ФОТОГРАФОВ, СНИМАЮЩИХ ЕЕ, ХОРОШО ЛИ ОНА ВЫГЛЯДИТ. ТЫ — ЛУЧШАЯ, НАСТЯ! ЖУРНАЛИСТЫ «Дня» ВОСХИЩАЮТСЯ ТОБОЙ!

«К Насте постоянно идут гости, она очень сильно устает к вечеру, а сегодня ей делают операцию. Нет, всеми необходимыми лекарствами она обеспечена, кушать ей можно все, вот только она хочет серую мышку, а ей все несут другие игрушки, Барби, а она все ждет мышку… Если вы принесете мышку, то я скажу Насте, что сегодня придет тетя с долгожданным подарком», — сказал мне по телефону заведующий ожоговым отделением 4-й харьковской больницы скорой медицинской помощи (БСМП) Аслан Цогоев.

О героическом поступке пятилетней Насти Овчар, вынесшей из пылающего дома свою двухлетнюю сестренку Люду, знает уже вся Украина. Все телеканалы, газеты спешат рассказать о маленькой спасительнице, а для этого журналисты каждодневно подробно расспрашивают замученный постоянными звонками медперсонал харьковской больницы, где с ожогами третьей-четвертой степени тяжести 80% кожных покровов и очень тяжелым ожогом дыхательных путей лежала девочка, о ее состоянии и лечении. Звонят все: начиная от Президента Украины и заканчивая рядовыми гражданами, готовыми поделиться последним, чтобы помочь страдающему ребенку. Неспособные уже несколько дней нормально поспать врачи терпеливо объясняют очередной бабушке или предпринимателю-бизнесмену, что Настя всем необходимым обеспечена — об этом побеспокоились власти на самом высоком уровне. Пока я разговариваю с заведующим ожоговым отделением, в соседнем кабинете профессора решают с Министерством здравоохранения вопрос перевозки девочки в Киев, где ей могут обеспечить решение всех организационных вопросов по спасению ее жизни. Из кабинета в кабинет бегает заместитель начальника управления МЧС в Харьковской области Александр Валабуев, постоянно созваниваясь с начальством и узнавая, когда надо будет подавать самолет для Насти. Полетать девочке пока так и не удалось — нелетная погода несколько помешала планам, и уже через несколько часов ребенка отправили в Киев реанимобилем. Фактически я стала последним журналистом, посетившем Настю перед отъездом.

РОДИТЕЛЯМ ДЕВОЧКИ ПОМОГУТ С НОВЫМ ДОМОМ

Многих удивляет, как могла маленькая девочка не испугаться, не только вынести из огня сестру, а еще и попытаться перед этим самостоятельно затушить его. Харьковские врачи, неотрывно наблюдающие за ребенком в течение нескольких дней, успели заметить, что характер у Насти не по-детски серьезный и ответственный. Вместе с родителями и двухлетней сестренкой Людой девочка жила в маленьком селе Воронцовка Купянского района Харьковской области. В селе, где осталось всего восемь домов, ни одного телефона, а до районного центра 44 километра, каждый выживал, как мог. Время от времени родителям девочек приходилось оставлять их дома одних и поневоле старшая сестра взяла на себя обязанности опекунши: подбрасывала дрова в печку, поддерживая тепло в доме, ухаживала за сестрой, играла с ней, укладывала спать, пела песенки и просто очень сильно любила. Многие посетители в больнице, спрашивая Настю, чего бы ей хотелись, слышали в ответ, что она хочет видеть Люду. До сих пор она беспокоится, не обожглась ли сестренка. Совершенно не пострадавшая Люда, которую Настя прикрыла своим телом во время пожара, сейчас находится под присмотром отца — Александра Овчара, который пообещал расстроенной утратой крыши над головой старшей дочке, что к ее возвращению дом у них будет. Тем более что, как рассказывает мать Ольга Овчар, с этим проблем не будет, так как Григорий Суркис предложил 10 тысяч долларов на покупку нового жилья. Те, кто знает, как выглядит село Воронцовка, говорят, что за такие деньги там можно не только дворец купить, но и завести большое фермерское хозяйство. Уезжать из села семья Овчаров не хочет. Осталось только дождаться счастливого возвращения в новый дом Насти.

ПУТЬ К ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ

А до этого еще очень далеко, и гарантировать, что это произойдет, никто не может. Состояние ребенка хоть и стабилизировалось, но остается крайне тяжелым. Пока Настя была в Харькове, ей сделали две операции, во время которых очистили половину обожженных участков кожи от некрозов — отмершей кожи и накрыли искусственной кожей. Но это временное покрытие, и его надо будет заменять только ее кожей. Чужая, донорская, материнская кожа не приживается. Оставлять открытыми раны нельзя, так как происходят очень большие потери белка, всевозможных микроорганизмов, и тогда наступают необратимые реакции. Для закрытия ран обычно используют собственную кожу пациента, но кожный резерв девочки слишком мал — это голова, участки на предплечьях и участки на голенях со стопами. Все эти участки кожи во время пожара были не защищены одеждой.

Существуют современные методы медицины, позволяющие из непораженного участка кожи ребенка нарастить необходимый объем кожного покрова. Это трудоемкая, длительная технология, занимающая примерно две недели, в ходе которой клетки кожи мелко расщепляются и наращиваются. Для этого процесса необходима специальная лаборатория, и она есть — в Донецке, но пока еще несовершенна. Поэтому, скорее всего, кожа Насти отправится к европейским специалистам. Сейчас по этому вопросу ведутся переговоры с Минздравом. Это колоссальные затраты, которые, наверное, на себя возьмет государство — без помощи властей Насти сейчас не было бы в живых. Остается только ждать. Сейчас 40% кожного покрова Насти после операций накрыто искусственной кожей, остальная часть — это пока некрозы, отравляющие организм токсинами. На пути к выздоровлению ее ожидает еще много тяжелых операций под общим наркозом, и врачи надеются только на то, что молодой организм выдержит испытания. Останутся рубцы от ожогов или нет, пока никто не знает.

ПРОБЛЕМА ВСЕХ ОБОЖЖЕННЫХ ДЕТЕЙ

Когда встал вопрос о помощи девочке, то сразу выяснилось, что для облегчения процесса лечения ей необходима специальная воздушная кровать «Клинитрон». После пересадки кожи такая кровать дает пациенту возможность двигаться и защищает его от возникновения пролежней. Оказалось, что кровать у больницы была, но выработалась и года полтора уже не работает, хотя и продержалась 13 лет при сроке использования в три-пять лет. Неподвижно лежать для ребенка просто мука, а каждое движение — это боль. Поэтому кровать очень необходима в лечении, и этим вопросом занялись на уровне Президента. Оборудование для кровати уже привезли в Харьков представители Немецко- украинского благотворительного фонда по представлению Фонда социальной и медицинской помощи. Один комплект такого оборудования стоит 18250 гривен. В ближайшее время планируется приобрести еще четыре таких комплекта — для двух детских и двух взрослых кроватей. В нашей стране пытались делать подобные конструкции, но необходимого эффекта не смогли достичь. В оригинале наполнителем кровати выступает специальный порошок. Специальная простынь стоимостью 600 долларов прикрывает песок, по всей поверхности которого поднимается подогретый воздух. Заправка кровати требует 350 килограмм песка. В 90-х годах одна заправка песком кровати стоила 1,5 тысячи долларов. Больнице тогда удалось запастись четырьмя простынями и тремя запасами песка, а их надо менять каждый год. Для нормальной работы одного ожогового отделения необходимо две таких взрослых и одна детская кровать. То, что Настя так героически, по словам Аслана Цогоева, переносит боль без специальной кровати, заслуга ее сильного характера. «Все дети по-разному переносят боль, боятся людей в белых халатах, выдерживают многочисленные уколы и боль, которую мало кто из взрослых вынес бы, но вот неподвижность… Настя, например, глазами играет со всеми игрушками-подарками, а двигаться не может. Дети вообще более стойко переносят боль, чем взрослые. Возможно, это связано с тем, что они еще не понимают серьезности происходящего вокруг. Когда получают травму, то сразу становятся взрослыми», — рассказывает заведующий ожоговым отделением.

КАК ЕЙ ЭТО УДАЛОСЬ?

Как мог пятилетний ребенок, несмотря на сильнейшую боль от ожогов, вынести другого ребенка из пламени пожара, врачи не могут ответить. В мировой практике зарегистрировано множество случаев, когда люди, попавшие под машину и получившие серьезнейшие травмы, вставали и отходили в сторону. Люди действуют, как в горячке. Работает инстинкт самосохранения. На пожарах обожженные вообще не теряют сознание, а перестают двигаться, только когда выводят себя из кольца огня. Пожарные как постоянные «клиенты» ожогового отделения, знают о таком свойстве пострадавших на пожарах. Как рассказал «Дню» заместитель начальника управления МЧС в Харьковской области Александр Валабуев, дети очень часто страдают на пожарах, особенно в сельской местности, когда остаются дома без присмотра. В городах обжигаются в большей степени кипятком. Прецеденты, когда во время пожара один ребенок спасает другого, встречаются очень редко, поэтому случай с такой самостоятельной и смелой Настей восхитил и поразил даже бывалых людей, знающих не понаслышке, что такое ад огня.

Марина ГОЛИНА, Харьков. Фото автора
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ