В стране намечаются большие проблемы с ценами. Народный депутат и председатель правления ММК им. Ильича Владимир Бойко считает, что их создает правительство, пренебрегающее государственным регулированием процессов ценообразования. В результате, по мнению Бойко, рост цен на металлургическое сырье — уголь, кокс, железорудные окатыши, ферросплавы — может принести большие убытки экономике и привести к инфляции. И действительно, цены на металлопрокат и комплектующие для машиностроительных предприятий Украины в январе-феврале возросли в среднем на 45% по сравнению с декабрем прошлого года. При этом металл подорожал.
Под угрозой оказался план добычи угля, а следовательно, шахтерские зарплаты. Металл и уголь принадлежат к базовым товарным группам. Ценовые проблемы скажутся на всей экономике. В четверг вице-премьер Андрей Клюев уже проводил в Кабмине совещание с руководителями предприятий, выпускающих горно-шахтное оборудование. И начал его именно с рассказа о титанических усилиях правительства, направленных на государственное регулирование цен или, правильнее сказать, их силовое удержание. Правда, внешне все выглядело очень вежливо. Открывая совещание, Клюев сказал: «Просьба одна — удерживать цены на внутреннем рынке». Вице-премьер объяснял движение цен на металл в Украине их ростом на мировом рынке и стремлением отечественных металлургов «подтянуть» и внутренние цены к этому уровню. Последнее он осудил, тем более, что в «ценовые ножницы» попадают предприятия, пользующиеся бюджетной дотацией, «посчитанной» по ценам 2003 года... Вице- премьер указал машиностроителям на угольщиков и энергетиков, успешно удерживающих цены, и довел до участников совещания серьезную новость: с 1 апреля в Украине постановлением Кабмина вводится декларирование повышения цен.
Даже «мягкое» выкручивание рук было построено по следующему сценарию. Руководители угольных предприятий рассказывали о своих успехах и планах, которые будут сорваны, если металлурги и производители шахтного оборудования не вернут цены своих изделий на уровень начала года. Машиностроители соглашались, сопровождая свою покладистость предлогом «если» и кивали на металлургов, из которых только «Азовсталь» оперативно выполняла подписанный с правительством в начале марта меморандум о снижении цен. Клюева подобные оговорки откровенно не удовлетворяли...
За день до этого он и первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров были назначены руководителями межведомственной комиссии по вопросам государственной ценовой политики в горно-металлургическом комплексе, состоящей из представителей основных министерств. Не дожидаясь, пока комиссия развернется, детальный мониторинг выполнения поставок по «замороженным» ценам проводит Минпромполитики. Оно, по словам министра Александра Неустроева, отслеживает все прямые контракты между производителями металлопродукции и внутренними потребителями на предмет их соответствия меморандуму. Как сообщил министр, выполнение меморандума идет сложно (он даже рассказал о «попытках отойти от выполнения обязательств»), но первые контракты на поставку готовой продукции (по старым ценам. — Авт. ) уже заключаются. Министр также напомнил, что так и не подписали меморандум горно-обогатительные комбинаты «Сухая Балка» и «Южный ГОК», Запорожский ферросплавный завод и Днепропетровский металлургический комбинат им. Петровского.
Тем не менее, поиски инициаторов ценового рывка чем-то напоминали детскую игру, в которой некоторые буквы алфавита произносить запрещается. Как ни странно, никто из тех, кто занялся проблемой сдерживания цен, не взял на себя смелости порассуждать о газовых ценах, которые, собственно, и закрутили эту ценовую карусель — в полном соответствии со «Стратегической инициативой» НАК «Нефтегаз Украины», направленной на лоббирование повышения цен. Нужно признать, и инициатива, и ее лоббисты работают успешно. НКРЭ, как известно, с 1 апреля по высило промышленным потребителям предельный уровень цен на газ с 276 грн. до 310 грн. (12,3%) за 1 тыс. кубометров (без учета НДС), тогда как закупочная цена туркменского газа в 2004 году — $44 за 1 тыс. кубометров. Хотя глава НКРЭ Юрий Продан накануне утверждения новых газовых цен отмечал, что требования «Газа Украины» заключать договоры о приобретении газа в феврале по 293,1 грн., а в марте — по 307 грн. за 1 тыс. кубометров безосновательны. Другой член НКРЭ Василий Котко так прокомментировал действия «Газа Украины»: «Пока у нас не было предельной цены (284,55 грн. без НДС), можно было еще о чем-то говорить. Теперь «Нафтогаз Украины» может договариваться с потребителями в рамках этой цены, но не больше. Все остальное — вне закона». Как оказалось, нет ничего невозможного. Остается надеяться, что начавшийся рост цен в промышленности не охватит и потребительский рынок.