Вчерашний день не без основания можно изобразить в виде пика коллизий по линии правительство — бизнес. 12 отраслевых профессиональных и предпринимательских объединений страны, в том числе крупнейшее — УСПП, направили Президенту, главе правительства и секретарю СНБОУ обращение, в котором потребовали отмены решения правительства о введении защищенных голограммами бланков сертификатов соответствия продовольственной продукции. В нем, в частности, говорится: «Государство создает еще один инструмент административного давления на легальных производителей и продавцов товаров широкого потребления». Далее авторы обращения указывают: «Это создает дополнительные преграды для вступления Украины во Всемирную организацию торговли и Европейского Союза» и подчеркивают, что для вступления в них обязательным условием является отмена института обязательной сертификации.
В тот же день пресс-служба Кабмина опубликовала комментарий по поводу заявления об отставке председателя Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Инны Богословской. (В обращение по поводу своей отставки она включила острую критику методов работы правительства и первого вице-премьера Н. Азарова). Пресс-служба поспешила представить отставку как свершившийся факт («произошла по объективным причинам»), хотя, как известно, на тот момент она еще не была принята, и объяснила этот демарш Богословской «уровнем и качеством работы» возглавляемого ею Госкомитета, не отвечающим «текущим требованиям экономической ситуации, стратегическим задачам, определенным Программой деятельности Правительства». Словом, ответ правительства на прозвучавшую в его адрес критику в быту мог бы звучать очень просто: «сам виноват».
Вчера во второй половине дня Богословская (на пресс-конференции для журналистов столичных СМИ) вступила в открытую полемику с правительством по вопросам регуляторной политики. За полчаса до начала этой публичной дискуссии она дала блиц-интервью «Дню»:
— Инна Германовна, Кабмин опубликовал комментарий о вашей отставке...
— Это сделал не Кабмин, а всего лишь его пресс-служба. И у меня возникает вопрос о том, входят ли подобные комментарии в функции этой службы? Я уверена, что оценка действий высших должностных лиц государства не входит в перечень полномочий этого подразделения правительства.
— Возможно, пресс-служба получила соответствующее поручение?
— Мы этого не знаем. А в самом комментарии об этом ничего не сказано.
— А почему ваше заявление об отставке попало в Кабмин, а не Президенту?
— Мое заявление подано в канцелярию Президента в понедельник.
— Возможен ли, по вашему мнению, компромисс с Кабмином?
— Сегодня решение вопроса (об отставке. — Авт. ) находится в компетенции и, соответственно, на рассмотрении Президента. Я думаю, что мое заявление добавит оснований для обсуждения вопросов экономической политики, точнее, ее отсутствия или присутствия в экономическом блоке правительства. Если будет пересмотрен концептуальный подход, если мы увидим, что на должность первого вице-премьера приходит человек, не являющийся сторонником административной системы, тогда компромисс действительно возможен. Я с удовольствием буду работать с утра до ночи с тем, чтобы экономика Украины процветала. С Азаровым мы являемся идеологическими противниками. Он — сторонник административной системы и ужесточения фискального давления, а я — сторонник рыночной экономики и рыночных инструментов управления ею. Понятно, что я не могу одобрить методов, которые применяются моим визави.
— Если отставка станет реальностью, то какие у вас на этот случай планы?
— Исключительно политическая деятельность. Мною, еще до работы в правительстве, создан фонд «Вече Украины», в задачи которого входит консолидация общества и его элит, выработка и общественное обсуждение плана развития страны, в том числе проведение административной реформы, экономических преобразований. Будем этим заниматься.
— У интернет-изданий, которые связали вашу отставку с созданием в стране еще одной оппозиции, не было оснований для таких утверждений?
— Конечно, нет.