Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СКОЛЬКО СТОИТ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

19 июля, 2002 - 00:00

Горячая страда, которую пережили абитуриенты и их родители, с жестокой ясностью подтверждает, что бесплатное образование, за которое мы все еще судорожно держимся, на самом деле приказало долго жить. В государственных вузах напрочь отсутствует атмосфера сотрудничества — кое-где приплачивают не только за — бюджетные, но и за контрактные места. В частных же — места платные по определению, что избавляет от необходимости лгать. Насколько оздоровилась бы и стала доброжелательнее система высшего образования, если бы «теневой сектор» вышел на свет…

В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ ПРОБИТЬСЯ СЛОЖНО…

Государственные вузы превратились в поле боя. По одну сторону баррикад — измученные жарой и неведением выпускники школ, по другую — равнодушные члены приемных комиссий. Абитуриенты и их родители, которые ждут к себе нормального отношения, наталкиваются на казенщину или откровенное вымогательство. И те, и другие в состоянии безысходности — недофинансированные вузы с унизительно низкими ставками для преподавателей пытаются заработать денег, выпускники, которых учителя десять лет учили опираться на вечные истины, получают первые удары от столкновения с реальностью.

«Мою контрольную в Инязе якобы потеряли, — подозреваю, что из-за нежелания ставить высокий балл…», «Меня срезали за то, что из пяти вопросов я замешкался с ответом на один, зато мой сосед по парте получил наивысший балл без особых усилий…», — делились первыми экзаменационными впечатлениями дети моих ближайших знакомых.

А родители с сожалением констатировали недостаточную организацию самого процесса консультаций и экзаменов. «Из-за того, что проверка работ на факультете иностранных языков КПИ затянулась на несколько дней, рассерженные родители решили потребовать их для контрольного просмотра, чтобы не были подтасованы результаты», — сказала мне Людмила В, преподаватель одной из столичных школ, которая в период экзаменационной кампании пристально следит за своими подопечными. Мама одной абитуриентки, пробующей свои силы сразу в нескольких киевских вузах, доверительно поведала о случаях самой обыкновенной халатности: в одних был вывешен план экзаменов, в других — нет. Наем репетиторов из числа преподавателей вуза, лихорадочно натаскивающих в последние предэкзаменационные дни своих потенциальных подопечных — час обучения стоит от 10 до 30 долларов, — стал завуалированной формой взятки. Родители многих талантливых и хорошо подготовленных детей вынуждены в спешном порядке обзаводиться связями и платить «на всякий случай». Эта нескончаемая цепь разных, но, по сути, похожих историй, обрисовывает контуры глубинных деформаций системы государственного высшего образования.

Дело даже не в том, что за право учиться приходится платить. Вопрос в том, как это делается. Талантливых, но бедных намеревалось финансировать государство: законом «О высшем образовании» закреплено жесткое соотношение бюджетных и коммерческих мест в государственных вузах — соответственно 51 к 49% (на негосударственные учебные заведения госзаказ не распространяется). Справедливая, на первый взгляд, норма свела к минимуму возможности государственных вузов. Они чувствуют себя канатоходцами, с трудом балансирующими на канате собственного выживания. Фактически государство связало крепким узлом число коммерческих и бюджетных мест. Чтобы улучшить финансовое состояние, вуз, по идее, должен набрать больше платных студентов. Однако это разрешается лишь при условии предварительного увеличения числа бюджетников, что невозможно при нынешней пустоте казны. В итоге государственные вузы остаются за чертой бедности, а выпускники школ — за барьером высшего образования. Об этом в свое время предупреждал министр образования Василий Кремень, но к нему не прислушались.


Громкое имя не может гарантировать государственному вузу обеспеченную жизнь, — к примеру, финансовые потребности самого престижного Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко покрываются государством менее чем наполовину. Запретительные рогатки, с одной стороны, — загоняют вузы в тесные одежды бюджетных ассигнований, с другой — порождают дефицит учебных мест и взяточничество. Термин «коррупция» неадекватен ситуации: квалифицированные преподаватели с именем и научной степенью, зарплата которых не соответствует даже прожиточному минимуму, вынуждены «добирать свое» таким унизительным способом.

В не менее щекотливом положении оказываются абитуриенты и их родители, которые, стремясь получить диплом престижного вуза, вынуждены платить взятки за бюджетные места. Чем выше рейтинг вуза, тем больше «неофициальная» плата за обучение (согласно прошлогоднему рейтингу под названием «София Киевская», в первую «хит-десятку» попали преимущественно столичные вузы). Как показал неофициальный опрос «Дня», такса за «бесплатное» обучение в Мединституте составляет 2—2,5 тыс. долларов, в Политехе и университете им. Шевченко — около 3 тыс., в «правоохранительных» академиях от 1,5 тыс. и выше (размер взятки составляет половину стоимости полного платного обучения). На наиболее престижных факультетах, к примеру, программирования, позволяющих выехать на Запад, или торгово-экономическом, открывающем карьерные перспективы, — размеры взяток значительно превышают возможности людей со средними доходами. Как говорят родители, в последнее время приходится приплачивать даже за коммерческие места на престижных факультетах. Хотя обучение контрактников стоит немало, — например, Киевский национальный лингвистический университет берет в среднем до 4700 грн. в год, факультет иностранных языков Киевского национального технического университета Украины и Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко соответственно 5200 и 8 тыс. грн., — престижные столичные вузы не всегда в состоянии удовлетворить спрос, что стимулирует конкуренцию кошельков и связей на наиболее котирующихся специальностях.

В 2000 году средний конкурс на бюджетные места в высшие учебные заведения, имеющие статус национальных, составил 314 претендентов на 100 мест. Наибольший конкурс зафиксирован в Киево-Могилянской академии (461 человек на 100 мест), а наименьший — во Львовском государственном университете (275 человек). Спросом пользовались специальности международных экономических отношений, международного права, правоведения, романо- германской филологии, социальной педагогики и практической психологии, экономики, экологии, журналистики, учета и аудита, культурологии.

Поскольку тришкин кафтан бюджета трещит по швам и число студентов, обучаемых за государственный счет вряд ли будет увеличено, единственный выход из ситуации — закрепить за каждым вузом количество бюджетных мест, разрешив самостоятельно определять число коммерческих, — такое мнение приходилось слышать из уст преподавателей бюджетных вузов неоднократно.

…А В ЧАСТНЫЙ — БОЯЗНО

Частные вузы выгодно отличает либеральная атмосфера. Например, в Институте туризма проводятся традиционные экзамены, в Европейском университете — тест и собеседование, — в зависимости от среднего балла аттестата. Каждый из частных институтов разрабатывает свои правила приема, которые, тем не менее, должны соответствовать общегосударственному стандарту, разработанному Минобразованием. Цены на обучение ненамного превышают стоимость контрактных мест в государственных вузах: семестр обучения на престижном факультете правоведения колеблется в пределах от 2 до 4 тыс. грн. за семестр, менеджера туристического бизнеса — 1—2 тыс. грн. за семестр.

Поскольку всякое новое дело в нашей стране, как правило, обрастает ворохом злоупотреблений, нынешний министр образования в 2000 году обещал отсеять частников, которые стали «конторами по продаже государственных дипломов». К примеру, среди 161 негосударственного вуза только 47 аккредитованы в полном объеме. Последнее, большей частью объясняется их молодостью, — о качестве преподавания можно будет судить только после первого выпуска. «Пришло время, когда работодатель смотрит не на сам диплом, а то, каким вузом он выдан. Предпочтение по- прежнему отдается выпускникам государственных вузов», считает ведущий специалист отдела науки и высшего образования главного управления образования и науки Донецкой областной госадминистрации Игорь Клочко. Действительно, государственный сектор стопроцентно надежен: 3—4 уровень аккредитации — у 220 вузов.

«Учебным заведениям с хорошей репутацией можно доверять, — заявил «Дню» Олег Арефьев, ответственный секретарь приемной экзаменационной комиссии Европейского университета. — Во-первых, частные вузы работают по государственным программам, то есть качество образования гарантируется, во- вторых, — Конституция закрепила равенство всех форм собственности, и отход от этих принципов неправомочен».

Как узнать, насколько высока репутация вуза? В первую очередь следует обратить внимание, имеет ли вуз лицензию и сертификат аккредитации на преподавание избранной специальности. Лицензия означает, что вуз имеет право предоставлять свои услуги на образовательном рынке, и… ничего более. Тогда как аккредитация гарантирует, что качество знаний в частном вузе будет не хуже, чем в государственном: здесь обучают студентов по госпланам, экзаменационные комиссии, назначенные Минобразования, выдают выпускникам дипломы общегосударственного образца.

«В нынешнем году заметно повысился уровень знаний поступающих, — например, у абитуриентов Европейского университета средний бал аттестата колеблется от 8,5 до 12, — говорит Арефьев. — Думаю, это говорит о том, что частные вузы пользуются все большей популярностью».

Если бы не слабые финансовые возможности украинцев, поток абитуриентов был бы большим. К сожалению, система банковского кредитования высшего образования практически не развита. От создания гибкой системы, поощряющей коммерческие банки к предоставлению долгосрочных кредитов под низкие проценты, выиграло бы и государство, и его граждане. Пожалуй, это касается не только частной системы высшего образования, но и государственной, где бесплатного образования давно не существует.

КСТАТИ

Рейтинг ВУЗов «София Киевская» за 2000 год, обнародованный в 2001 году

На первом месте — Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, который является ведущим среди классических вузов. Лучшим среди технических вузов признан Киевский политех, среди педагогических — столичный университет имени Драгоманова. Суперюристов готовила Харьковская юридическая академия. Из 13 правоохранительных вузов лучшей считалась Национальная академия внутренних дел Украины. Межрегиональная академия управления персоналом опередила заведения негосударственной формы собственности. В тройку лучших вошла Киево-Могилянская академия. Львовский университет вошел в десятку.

Лада СТЕБЛИНЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ