Газовая проблема стала в последние дни весомым фактором предвыборной политики. И это можно было бы даже приветствовать, если бы мы жили в своей стране последний год. Вчера премьер-министр Украины Юрий Ехануров (№1 в списке НСНУ) выдал избирателям обещание (и это можно воспринимать только так, поскольку «Нафтогаз Украины» требует уже с начала года повысить на 25% цены на газ, и даже собственной добычи), что цена газа для населения не вырастет, даже при повышении тарифов «Газпромом». «Население не почувствует никаких изменений», — сказал премьер, напомнив, что Украина самостоятельно добывает до 20 млрд. кубометров газа.
Более детально и реалистично изложил внутреннюю стратегию в газовой сфере Президент Виктор Ющенко. «Наша идея, которую мы предложили российской стороне, состоит в том, что та часть, которая не укладывается в новые либерализованные тарифы и цены, должна выйти на украинский рынок с либерализованной ценой и, как правило, реализовываться в индустриальном секторе Украины. Это такая концепция, чтобы либерализованные цены встретил индустриальный сектор, чтобы на частном и коммунальном уровне мы имели возможность завершить сезон в традиционных ценах, которые сегодня существуют или с небольшим повышением на протяжении второго квартала», — заявил Президент и пояснил, что при увеличении цены транзита Украина сможет оплатить закупку российского газа по новым ценам, однако в несколько меньших объемах. Потому придется закупать несколько миллиардов кубометров вне паритетного баланса стоимости «транзит — закупка». В.Ющенко вновь подчеркнул, что украинская сторона настаивает на поэтапном решении вопроса перехода на денежные расчеты с Россией в газовой сфере. По его словам, основные отрасли индустриального сектора, использующие российский газ, способны выдержать повышение цен и остаться конкурентоспособными, однако проблему представляет химическая отрасль...
Несколько завышенный оптимизм Президента окупается пусть и несколько запоздалой, но безусловно правильной заботой о снижении энергоемкости экономики Украины, которая, по его словам, должна касаться и коммунального использования газа, то есть населением и бюджетной сферой. Как заявил Ющенко, Украине нужна новая энергетическая концепция, которая должна учесть новые подходы как в угольной сфере, так и в сферах атомной энергетики, по добыче газа на шельфе Черного и Азовского морей, использования альтернативных источников энергии. «Моя цель — обеспечить полную энергетическую независимость Украины», — не без пафоса подытожил глава государства. Хотя, конечно, Президента следовало бы кое о чем спросить. Речь, безусловно, не о том, а кто же первый заварил эту газовую кашу. Такие вопросы представляются неуместными в момент, когда ее следует расхлебывать. Но почему в центровом в данной сложной ситуации государственном предприятии — НАК «Нафтогаз Украины» — вдруг производятся такие странные кадровые назначения? Неужели Секретариат Президента уже расставляет своих комиссаров, руководствуясь родственными признаками (Игорь Васюник, брат первого заместителя главы секретариата президента Украины Ивана Васюника, назначен замглавы правления этой компании)?
Но это, как говорится, мелочи. В политическом спектре Украины сегодня можно отыскать самые разные мнения по газовому вопросу. К примеру, фракция Народного руха Украины встала на радикальные позиции и потребовала от Совета национальной безопасности и обороны, Верховной Рады и правительства ответных мер в отношении России — привести в соответствие с мировой ценовой практикой арендную плату за базирование на украинской территории Черноморского флота.
Член фракции Александр Ткаленко небезосновательно отметил, что оплата за пребывание российской базы на украинской территории составляет ежегодно чуть более $97 млн. и занижена в несколько десятков раз. «Считаем, что решение указанной проблемы сможет стать серьезным рычагом в двухсторонних переговорах между Украиной и Россией в газовых вопросах», — сказал Ткаленко. Комментарии тут, кажется, излишни, хотя нельзя не отметить реплику первого вице-спикер парламента Адама Мартынюка, который, обращаясь к выступавшему, сказал: «Чем больше таких заявлений, тем теплее нам будет зимой».
В центр подобных перепалок поставил себя секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах. Его «очень тревожит тот факт, что решение (о создании комиссии Ющенко—Путин) было принято еще весной 2005 года, и до сегодняшнего дня комиссия так и не заработала, и мы ощущаем очень серьезный дефицит системных профессиональных контактов для обсуждения всего спектра украинско-российских отношений и сотрудничества. По его словам, нельзя допускать, «чтобы работа, связанная со стратегическим партнерством, подменялась с обеих сторон эмоционально-политическими заявлениями». Соответственно и председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, предсказывая успех украинско-российских переговоров, ссылается на позицию нашего Президента. По его словам, «все разговоры свести к какой-то там арендной плате за пребывание Черноморского флота — бесперспективны и не соответствуют тому, чего хочет Президент Ющенко, который сказал, что экономический вопрос нельзя переводить в политическую плоскость». Конечно, в российской Думе выкормленных газом ястребов куда больше, чем в Украине. Чего стоит лишь тема возврата России к взимании НДС при поставках газа в Украину по принципу страны происхождения... Вчера нижняя палата приняла соответствующий запрос к главе российского правительства. Она ставит вопрос о пересмотре существующего порядка российско- украинских экономических отношений... хотя и там звучали разумные голоса, призывавшие не делать этой глупости.
Думается, даже в этих условиях Украине не стоит паниковать. Пока есть возможность нужно отстаивать свою позицию, опираясь на существующие документы и, одновременно, проявляя разумную гибкость. Наш главный ответ «Чемберлену» должен состоять в продуманных планах энергосбережения и наращивании собственной добычи энергоресурсов. В этом плане мы уже имеем две хорошие новости: вскоре правительство утвердит условия конкурса инвестпроектов по разведке и добыче нефти и газа на шельфе Черного моря, а также создаст агентство по энергосбережению.
В нашу редакцию в эти дни прислал свое мнение по данной проблеме читатель, подписавшийся — Адам Смит. Он, в частности, напомнил нам об опыте США по энергосбережению, упомянув о множестве используемых там полезных приспособлений, позволяющих экономить топливо. «Украина еще не полностью освоила культуру сбережения топлива, но должна идти по этому пути», — советует нам однофамилец великого экономиста прошлого.