Вчера в Киеве в Национальной филармонии Украины прощались
с Великим Украинцем — певцом Анатолием Соловьяненко.
Очередь, выстроившаяся вчера от Национальной филармонии
Украины, вокруг всей Европейской площади и до самого стадиона «Динамо»,
поражала даже тех, кто имеет незаурядную «советскую» закалку стояния в
очередях за чем- либо, что определялось емким термином — «дефицит». Эта
очередь, возможно, была вчера единственной на всю Украину. И засвидетельствовала
одно: дефицит настоящего — таланта, любви, величия — больше суеты насущных
проблем. Украина прощалась с Соловьяненко — фамилия, рядом с которой любые
упоминания званий и лауреатств выглядят как неуместные пластмассовые виньетки
на золоте. «Он был нашим королем», — из услышанного в том траурном ожидании.
По всей вероятности, это сказал кто-то из коллег. А может, кто- то из нас
— тех, кто помнит этот голос. Или хотел бы помнить, но за круговертью дел
все откладывал прийти на концерт, на который, казалось, можно будет прийти
всегда. Тысячи лиц. Тысячи глаз, полных осознания потери. Сразу понимаешь,
что все разговоры о «бездуховности в Украине» необходимо просто запретить.
Согласно последней воле маэстро, его провожали в филармонии,
которую последние годы Соловьяненко считал своим домом. Отпели его в скромной
Козинской церкви, которую он поддерживал, похоронили там же в Козине на
небольшом кладбище. Он, при жизни пережив забвение, по-видимому, хорошо
знал, что настоящее игнорирует законы престижа. Потому что настоящее —
это иной закон. Истинный.