Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скульптор уровня Микеланджело стал символом объединения для Галичины

Провозглашен Год Пинзеля!
26 декабря, 2006 - 20:12

Знаковым, нерядовым событием называли факт подписания Акта согласования о провозглашении следующего, 2007 года, Годом Иоанна Георгия Пинзеля все, кто посетил в тот предновогодний день костел кларисок, где расположен ныне музей мастера Пинзеля. Под документом поставили свои подписи председатели Ивано-Франковского, Львовского и Тернопольского областных советов и городские головы этих трех городов. И тем самым, можно надеяться, начали новую страницу взаимоотношений и совместной деятельности трех областей. Если раньше эти области объединялись исключительно по политическим мотивам и иногда по экономическим соображениям, то теперь они объявили о своих намерениях действовать совместно также в культурной сфере, и в качестве лозунга для следующего года избрали имя Пинзеля.

Мастер Пинзель — один из тех художников, который способен доказать: уже 300 лет назад на территории Галичины создавалось искусство, достойное внимания всего мира. Пинзеля сравнивают с выдающимся представителем чешского барокко Матием Б. Брауном, римским скульптором и архитектором Лоренцо Бернани и даже с великим Микеланджело. Однако его произведения мы могли бы и не увидеть, если бы не Борис Визницкий. Директор Львовской картинной галереи без преувеличения не только настойчиво открывал Украине это имя, но и спас огромное количество его деревянных скульптур. Как искали произведения этого мастера — стоит особого рассказа, приключенческих романов и увлекательных кинолент. Визницкий и его сподвижники находили их то разрубленными, то полусожженными, то как-то на кладбище одна из фигур была вкопана около могилы до колен. Ему помогали простые люди, священники и даже чиновники. Сегодня ему звонят из Польши, Германии, других стран, если хотят подтвердить, что нашли еще одну работу Пинзеля. Визницкий — безоговорочный в этом плане авторитет. Одно его слово — и на аукционе Сотби за деревянную скульптуру Пинзеля будут давать не меньше 5—7 миллионов долларов.

Нет также сомнений, что среди самых выдающихся европейских художников ХVIII в. не осталось и более загадочного скульптора, чем Пинзель. Почти ничего не знаем о личности мастера, неизвестно, откуда он родом, как оказался в Западной Украине, где получил профессиональное мастерство, и, наконец, при каких обстоятельствах оборвалась его таинственная жизнь. Однако уже сто лет как стало известно, что каменные фигуры на соборе св. Юра во Львове выполнил «Мастер Пинзель» — так он подписывался, вокруг этого имени ведутся дискуссии, рождаются все новые и новые гипотезы.

После скульптур из Святоюрского собора к произведениям мастера были приобщены фигуры из аттика Бучацкой ратуши, которая является настоящим украшением города и не имеет аналогов в архитектуре ХVIII в. В 1751 году ее построил известный архитектор Бернард Меретин в соавторстве со скульптором Иоанном Георгием Пинзелем. 14 мифологических и аллегорических фигур символизируют борьбу против темных сил зла и победу разума и добра — богиня правосудия Фемида, Давид, убивающий Голиафа, Самсон, который раздирает пасть льва, Геракл, убивающий гидру, Нептун, который успокаивает взволнованное море…

Никто не знает, кто первым пригласил на эти земли И. Пинзеля. Исследователи даже не уверены, что это его настоящее имя, возможно, у него были мотивы что-то скрывать и бежать из других краев. Известно только, что расцвел талант мастера в Бучаче, при заступничестве и финансовой поддержке графа Николая Потоцкого. Того самого Потоцкого — каневского старосты, о котором рассказывают легенды, от которых стынет кровь в жилах, и того самого щедрого мецената, который оставил о себе память — немало архитектурных и художественных памятников. В начале 1750-х в Городенке Пинзель выполнил масштабный заказ Николая Потоцкого — пять алтарей для Костела отцов миссионеров и четыре для приходской церкви, а также поставил колонну с фигурой Богородицы. Именно тогда проявился новаторский подход мастера к монументальной религиозной скульптуре. С того времени Пинзеля начинают называть «алтарным» скульптором. Известно, что в 1756—1757 гг. он оформлял львовский Костел тринитариев, потом с тем же Бернардом Меретином скульптуры для фасада Собора Святого Юра, алтарь для приходского костела в Монастырысках. Под Львовом в селе Годовица им был изготовлен скульптурный алтарь, о котором говорили, что такого не знали и столичные города.

«Объединение в одно целое финансовых возможностей Николая Потоцкого с организационным дарованием и творческими замыслами архитектора Бернарда Имеретина, сочетаемые с невероятным темпераментом и неистовой творческой натурой Иоанна Пинзеля было продуктивным. В географическом пространстве Европы, на то время довольно отдаленной от основных западноукраинских художественных школ провинции, была создан новый художественный центр, который впоследствии будет назван школой львовской барочной скульптуры ХVIII в.», — так пишет в своей книге «Николай Потоцкий. Бернард Меретин. Иоанн Григорий Пинзель» Борис Визницкий. Извещает он и о том, что только недавно опубликованы некоторые документальные данные из его биографии из метрических записей и книг крещения Бучачского приходского костела: 13 мая он венчался с вдовой Марианной Елизаветой Кейтовой (из дома Маевских). Стояли молодые перед алтарем, изготовленным самим Пинзелем. Кстати, во время бракосочетания скульптора считали еще молодым мастером, а через год уже называли мастером. Крестным отцом их сына, который родился в следующем году, был тот самый Бернард Меретин. (Сына также назвали Бернард.) Через семь лет в том самом костеле крестили сына Антона. А потом в книге можно найти запись: вдова Елизавета Пилзнова вышла замуж в третий раз — 24 октября 1762 года. Это говорит о том, что к этому времени мастер Пинзель уже умер, однако, неизвестно при каких обстоятельствах. Его могила не найдена и до сих пор…

Среди почти 40 мастеров, которые считались его учениками и последователями — братья Матвей и Петр Полеевски, Франциск Оленьский, Иван Обороцкий, Михаил Филевич. Каждый из них стал самобытным скульптором, а все вместе — представителями львовской барочной школы ХVIII в. Ныне Пинзель единодушно признан самой влиятельной творческой фигурой львовской скульптурной школы.

Самая большая коллекция произведений Пинзеля находится в Львовской галерее искусств. Пять из шести бонцети Иоанна Георгия Пинзеля приобретены Баварским национальным музеем в Мюнхене при значительном содействии меценатов и переданы на временное экспонирование Музея Пинзеля. Шестое, самое большое, — бонцето Святого Иосифа, осталось на постоянной экспозиции в Баварском национальном музее. Распятие из села Годовицы установлено во Вроцлавском костеле. Те, кто хотя бы раз видел произведения мастера Пинзеля навсегда остаются под впечатлением его таланта. Для его деревянных скульптур характерны экспрессия, «большое напряжение духовности, одухотворенность образов». Если лица, руки, ноги, часто полуобнажены, создаются подобно натуральным, то драпировка одежды почти всегда до невероятности декоративная, сложная в работе. Удивляет, как вообще можно было так «показать» материю, создать такую удивительную деревянную драпировку!

— Сегодня ведутся переговоры о том, что выставка произведений мастера Пинзеля будет экспонироваться в Вашингтоне, Париже и Вене. (Перед тем был Краков и Варшава.) Безусловно, это очень сложно, — с грустью признается Визницкий. — Ведь деревянные скульптуры съедены шашелем и временем, там труха внутри. Конечно, мы пропитали их смолами и другими материалами, однако это очень и очень тяжелый материал для перевозки.

Время, неумолимое время… Однако его удалось на несколько лет остановить. Теперь работы, которые находятся в фондах музея, законсервированы. Произведения Пинзеля, как и произведения других мастеров (а это 2,5 тысяч экспонатов, которые должны «полечить» реставраторы) медленно реставрируют четыре специалиста. Если дела и далее будут продвигаться в таком темпе, то менее чем через 50 лет можно надеяться, что мы (наши внуки!) увидят всю эту красоту…

И из-за того, что хочется ускорить этот процесс, и потому, что действительно — есть чем им гордиться, и объединились три области, где творил и которым оставил свои величественные творения Пинзель.

— Мы возвратимся к своим корням, потому что хотим иметь достойное будущее. Уверены: должны знать о своем прошлом, и только тогда можно быть уверенными, что стоим на правильном пути», — так резюмировал событие мэр Львова Андрей Садовый. — Ясное дело, что мы объявим год Пинзеля на своих территориях. Но нужна общая для всей Галичины программа действий, и тогда, если громко заговорит целый регион, то его услышит вся Украина. Почему-то раньше все выстраивалось через Киев, а то, что инициировалось рядом, было малоизвестным. А мы хотим еще раз доказать: мы едины в своих намерениях и нам необходимо держаться вместе в это непростое время. Признаюсь: в четверг мы полдня пробыли на заседании с Президентом, полдня с премьером. Нас пробовали перетянуть то на одну сторону, то на другую. Но Галичина держалась твердо и прямо, и была единым целым в отстаивании своих украинских позиций.

…Действительно, если уже провозглашен год 2007-й — Годом Пинзеля, это накладывает определенную ответственность. И поэтому планируются многочисленные художественные акции, а в конце года — большая выставка в Киеве. Киевское издательство «Грані-Т» взялось за подготовку фундаментального альбома, где демонстрировалось бы все то, что известно и осталось от созданного мастером Пинзелем на этих территориях. Издание было бы невозможным, если бы не поддержка областных и городских администраций трех городов, если бы не объединение усилий музеев Львова, Тернополя и Ивано-Франковска. Осенью альбом будет напечатан. А календарь на 2007-й год, посвященный Пинзелю, уже увидел свет. Как и небольшая открытка, которую главы администраций, приветствуя жителей областей с праздником, отправляют в их дома. Пинзель должен прийти ко многим, чтобы люди в Бучаче, Монастырске, Рогатине, Теребовле… понимали, каким багатством они на самом деле владеют.

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ