Финансовый кризис, больно ударивший по всему миру, выявил наиболее нестабильные и неконкурентоспособные национальные экономики. Слабое звено нашлось и в Европейском Союзе — первой стала Греция, которая и сама пошатнулась, и евро чуть не завалила. Следом за ней о долговом кризисе заговорили в Испании и Португалии. Остальным членам ЕС тоже несладко — скованные одной валютной цепью с «проблемными» странами, западноевропейские государства также ощутили ослабление евро. В какой-то момент ситуация всерьез напугала немцев — по стране поползли слухи, что в скором времени Германия откажется от евровалюты и вернется к маркам. Однако Евросоюз, хоть и с опозданием, принял меры по спасению Греции и стабилизации единой валюты.
Греция, которая слишком долго и слишком легкомысленно воспринимала свои долговые проблемы, пострадала от кризиса более остальных стран Западной Европы. Теперь, чтобы исправить ситуацию, правительству приходится прибегать к крайним мерам и драконовским законам. На днях было принято решение провести частичную приватизацию государственной железнодорожной компании Hellenic Railways, монополиста на рынке грузовых и пассажирских перевозок страны, в рамках программы по сокращению госрасходов. Кроме того, греческое правительство также намерено частично распродать пакеты акций почтовой службы Post Office и водопроводных компаний, ведущих свой бизнес в Афинах и Салониках. Среди возможных объектов приватизации также фигурируют предприятия здравоохранения, коммунального хозяйства, банки, казино, нефтеперерабатывающие заводы и телекоммуникационные компании. С помощью этой программы Афины рассчитывают заработать три миллиарда евро в этом году и по одному миллиарду в течение последующих трех лет. Таким образом, правительство надеется сократить дефицит бюджета, который в 2009 году достиг запредельных 13,6% ВВП. Впрочем, эти меры спасения утопающей экономики Греции — далеко не первая отчаянная попытка спастись от долгов. Ранее правительство заявило о твердом намерении затянуть потуже пояса грекам. Последние, конечно, возмутились и вышли с протестами на улицы. Противостояние правительства и профсоюзов продолжается до сих пор. В частности, греки называют «зверскими» намерения властей сократить заработные платы и увеличить налоги на потребительские товары. Как сообщает Reuters, в рамках запланированной пенсионной реформы предусмотрена отмена ряда надбавок пенсионерам, сокращение пенсий по выслуге лет на 7% к 2030 г. и повышение пенсионного возраста — в частности, пенсионный возраст для женщин будет повышен до 67 лет.
Португальцы в свою очередь, могут похвастаться: «Мы не Греция». Дефицит бюджета страны сейчас составляет более 9% от ВВП, а это существенно меньше по сравнению с 13% греческого дефицита. Впрочем, по нормам Европейского Союза дефицит не должен превышать трех процентов. Португальские власти также взялись за восстановление экономики. Парламент одобрил план жёсткой экономии, предложенный правительством. Он предусматривает увеличение налогов на прибыль и добавочную стоимость, а также сокращение зарплат чиновникам высшего звена. Согласно этому плану, Португалия сохранит 2 млн евро уже в этом году и сократит дефицит бюджета до 7,3%. До 2011 года, как того ожидает португальское правительство, дефицит будет составлять 4,6% от ВВП. Однако Los Angeles Times отмечает, что резкое сокращение бюджетных выплат и рост налогов могут еще более увеличить безработицу и сдерживать экономический рост, в котором отчаянно нуждается страна. Собственно, для Португалии пришло время нервничать — в стране доход на душу населения является уже самым низким в Западной Европе. Остаются большие проблемы с конкурентоспособностью страны, особенно после перехода на евро в 1999. Критики и даже сторонники плана мер правительства предупреждают: многие португальцы почувствуют на себе эффект от жестких мер. Люди, для которых эти меры принимаются, пострадают больше всего.
В непростой ситуации оказалось испанское правительство, которое, с одной стороны, поджимают профсоюзы, вечные противники жестких мер экономии, а с другой — инвесторы, требующие бюджетных сокращений. Вся Испания сейчас находится в ожидании нового плана по спасению экономики: на этой неделе его озвучит премьер-министр Хосе Родригес Сапатеро. Он уже обязался сократить бюджетный дефицит до 3% валового внутреннего продукта к 2013 году вместо нынешних 11,2%. В свете международного комплекса мер по спасению Греции инвесторы ожидают, что Испания продемонстрирует большую стойкость и справится со своим дефицитом без неотложной помощи. Учитывая размеры испанской экономики, ее спасение оказалось бы намного более дорогостоящим, чем спасение Греции.
Концепция глобализации связала страны Евросоюза одной крепкой нитью, и отмахнуться от государств-должников никому не удается. Важным остается вопрос, сумеют ли «проблемные» страны еврозоны выстоять или же расшатают экономику ЕС, тем самым спровоцировав новую волну мирового кризиса. Остается надеяться на лучшее...