14 марта солистка Национальной оперы Украины отметит день рождения, но самый главный подарок Людмила Владимировна уже получила несколько дней тому назад, став лауреатом Шевченковской премии. Мы поздравляем певицу с высокой наградой. Надеемся, что она будет продолжать радовать поклонников новыми и интересными спектаклями в театре, сольными выступлениями с концертами. «Дню» одному из первых удалось поздравить Людмилу Владимировну с двойным праздником. Певица согласилась ответить на несколько вопросов нашей газеты.
— Людмила Владимировна, какой была ваша реакция на сообщение, что вы шевченковский лауреат?
— Обрадовалась, но переспросила: «Это правда», — призналась Л. Юрченко. — Когда меня выдвигали на соискание Шевченковской премии, то не сильно верила, что получу эту высочайшую награду. Ведь в списке было столько имен очень достойных деятелей культуры.
— Вы 35 лет работаете в одном театре — Киевской опере. Сотрудничали с разными дирижерами, выступали с разными партнерами. Насколько сегодня изменилась Опера? Когда, на ваш взгляд, был «золотой век» театра?
— Вы правы: были разные периоды в нашем театре — взлетов и тихой заводи. По-моему, золотые страницы в историю коллектива вписал Стефан Турчак. Это был действительно замечательный дирижер. Благодаря ему у нас был разнообразный репертуар (от классики до постановок современных композиторов). Турчак сумел создать настоящую команду прекрасных музыкантов и артистов. Это был высоко эрудированный человек, Маэстро с большой буквы. Очень требовательный и строгий на репетициях. Он настаивал, чтобы певцы оттачивали каждую фразу, слово. От Стефана Васильевича не ускользала ни одна деталь. Выматывал нас на репетициях. Но когда на спектакле он был за дирижерским пультом, волнение у солистов улетучивалось. Мы знали, что Турчак нас поведет за собой. Даже исполняя самые сложные вокальные партии, тяжелые драматические спектакли, я получала огромное удовлетворение от сотворчества с этим дирижером. Все занятые в спектакле были единым целым, а та гармония, которая возникала, передавалась и зрителям.
— В 1975 году вы победили на Международном конкурсе вокалистов в Барселоне и с того момента, можно сказать, что фортуна стала к вам благосклонна. Сегодня молодые артисты, если стоит выбор: соревноваться на конкурсе или поехать за границу, выступая даже в третьесортных театрах, — предпочитают зарубежные контракты. Как вы считаете, нужно принимать участие в конкурсах? Помогает ли это в дальнейшей творческой карьере?
— Нынче молодые артисты более рационально относятся к жизни и профессии. Прежде чем ехать на конкурс, они в первую очередь узнают не то, какой репертуар им предстоит исполнять, а величину призового фонда. Если сумма большая, тогда едут. А если их постигает неудача, то сетуют на жюри, обвиняя судей в предвзятости. Не желают признаваться, что они попросту не подготовились на должном уровне. Конкурс — всегда экзамен. Конечно, возможны неожиданности, но я считаю, что молодым певцам нужно хотя бы раз в жизни пройти такое испытание. Во-первых, узнать себе цену, во-вторых, научиться концентрироваться на выступлении, а в третьих, не только себя показать с самой лучшей стороны, но и посмотреть на других. Ведь на международные конкурсы приезжают певцы из разных стран, представляющие разные вокальные школы. Даже на репетиции, послушав своих соперников, ты получаешь своеобразный мастер-класс, имеешь представление о новых течениях, определенной оперной моде.
Конкурс в Мадриде проходил в апреле, но насладиться красотами замечательного города у меня не было времени. Я чувствовала колоссальную ответственность. Соревновались музыканты и вокалисты — никаких подгрупп, разделения на мужчин и женщин. Всего три премии — золотая, серебряная и бронзовая медаль. Я исполняла оратории и арии из опер, национальные песни. Два тура пела под фортепиано, а в финале в сопровождении симфонического оркестра. Получила первую премию. Когда объявили результат, то сердце учащенно забилось, а в голове одна мысль — я смогла, я победила! Поверьте, ради таких мгновений стоит выступать на сцене.
— Людмила Владимировна, вы помните свой дебют на киевской сцене?
— Это была опера Римского- Корсакова «Царская невеста». Я окончила Киевскую консерваторию (класс Разумовской) и была принята в штат театра. Кстати, «Царская невеста» — самое любимое мое произведение. Его я исполняла, учась в консерватории, и когда дебютировала в Национальной опере, и ария Любаши принесла мне победу на конкурсе в Испании. Я обожаю музыку Римского-Корсакова. Очень тщательно готовилась к роли Любаши. Разучивая партию буквально по тактам. Потом позднее, когда в наш театр приехал Уве Ванд и ставил «Орфея и Эвридику» Глюка, то он требовал от вокалистов детального разбора каждой ноты, подкрепляя каждый звук сценическим действием.
— Сегодня на Западе появилась мода, когда режиссеры оперных постановок делают спектакли зрелищными, используя спецэффекты. Порой даже заставляя певцов сальто на сцене делать. Вокал отходит на второй план, а главное — драматический рисунок роли.
— Поиски в творчестве обязательно должны быть. Особенно много экспериментируют сегодня в Австрии и Германии. Декорации-трансформеры, лазерные спецэффекты, необычные костюмы — все это замечательно. Но в опере, на первом месте, всегда была музыка и голос певца. Когда режиссер видит слабый вокальный потенциал артиста, то его нехватку «декорирует» разными «заморочками». Публику отвлекают: то световыми, то звуковыми техническими нагромождениями. Вроде интересно, необычно, но спектакль заканчивается, а кроме спецэффектов зрители-то ничего не оставят в своей душе. Поэтому настоящие ценители оперы предпочитают ходить на имена, приглашенных знаменитых певцов, а не суррогат, пусть и сильно разрекламированный. Я за спектакли, в которых оркестр, хор и солисты выступают, как хорошо налаженный механизм. Каждая нота, каждый звук должен быть понятен слушателям. Иногда наши критики упрекают, что спектакли Национальной оперы Украины часто статичны. Мало убедительны актеры в драматургии, но зато в вокальном плане наши певцы дадут фору многим зарубежным коллегам. Не стоит забывать, что есть разные оперы. Мне кажется, если сложный вокальный материал, то может режиссерам и не стоит заставлять певцов бегать по сцене. Другой вопрос, что некоторые солисты, придя работать на сцену, забывают, что мы не в филармонии работаем. В каждом спектакле нужно разносторонне раскрыть образ, исполняемого героя. Фальшивить в вокале никогда нельзя, но если только хорошо отпоешь и не будешь убедителен в драматургии то, грош тебе цена, как актеру.
— Многие молодые певцы отказываются петь славянскую классику, аргументируя это тем, что «такая музыка портит голос».
— Дело в том, что это действительно сложнейший репертуар. К нему нужно тщательно готовиться. С кавалерийского разбега такую высоту не возьмешь. У кого слабенький голос, тот вообще не исполняет славянскую оперную классику. Это относится к операм «Хованщина», «Борис Годунов», «Царская невеста» и др. Действительно, бывали случаи, когда певцы на спектаклях срывали голос. Например, на Западе, директора театров, если собираются ставить русские оперы, то предпочитают приглашать вокалистов из бывшего СССР, а не рисковать своими певцами. Я вспоминаю, с какими муками ко мне пришла «Хованщина» Мусоргского. Думала, что не осилю оперу, но все же справилась. Выставляла интонации, над каждой нотой билась. Я, например, любую оперу Верди могу петь с ходу, т. е. передо мной одна задача — выучить ноты и больше никаких проблем — можно выступать.
— У каждого певца свой метод подготовки к спектаклю. А у вас есть секрет?
— Никаких особых секретов у меня нет. Оперные спектакли требуют больших физических затрат. Поэтому стараюсь хорошенько отдохнуть и не размениваюсь на мелочи. Распеваюсь. А вот после больших и трудных спектаклей (типа «Кармен») я чувствую себя сильно уставшей. Вообще-то все зависит от того, насколько удачно выступаешь. Если хорошо, то кажется, что могу подряд и второй спектакль спеть. У меня есть внутренний камертон. Никакие похвальбы критиков и овации публики не смогут меня сбить. Я сама самый строгий критик и если, что в роли не так чуть-чуть сделала, то начинаю анализировать: где и почему не получилось на 100%. Я заметила, что кулисы, а особенно сцена, является лучшим лекарством. Еще дома я могу чувствовать себя неважно, но стоит прийти в театр и, кажется, словно крылья вырастают за спиной.