Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Следующий этап может быть «киевским»

НАТО подтверждает политику «открытых дверей»
30 июня, 2004 - 00:00

Новая Евроатлантика, новая безопасность, новая эра. Таковы лейтмотивы вступительных выступлений Генерального секретаря НАТО, руководителей «старых» и «новых» членов Альянса на саммите НАТО в Стамбуле, а также «Стамбульской декларации» и коммюнике, принятой по результатам саммита. Несколько меньше пафоса, чем это было во время саммитов НАТО в Вашингтоне в 1999-м и в Праге в 2002 году. Меньше заявлений о прорывах, кардинальных сдвигах, огромных успехах. Больше рутины. И вместе с тем — именно Стамбульский саммит зафиксировал, что старого НАТО больше нет, как нет и привычной для многих картины самого Североатлантического пространства, его места и роли. По результатам саммита НАТО в Стамбуле решено значительно расширить присутствие НАТО в Афганистане с созданием «провинциальных команд по восстановлению» (PRT). Собственно, операция в Афганистане — первый реальный пример выхода НАТО далеко за пределы Европы и Северной Америки и функционирования на новых принципах, которые, возможно, еще не осознаны до конца ни странами-основателями, ни новыми странами-членами — в частности, с апреля членами Альянса стали Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония. Новое партнерство — об этом также говорилось довольно много. Говоря об Украине и о партнерстве с Киевом, Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер несколько раз заявлял о необходимости уважения к основополагающим для Альянса ценностям — это демократическое развитие, свобода слова, свобода прессы. Но прежде всего — свободные и справедливые выборы. Скандалов на саммите не было, разве что кроме того, что российская делегация демонстративно покинула последнее заседание в рамках саммита (Совет евроатлантического партнерства). Хорватия, Албания, Македония остались без приглашения ко вступлению, а только поощрены продолжать реформы, что было встречено с пониманием (НАТО все-таки должно «переварить» новых членов и установить четкие рамки своего функционирования). В тексте коммюнике саммита есть заверение, что нынешние семь новых членов не будут последними, что двери к членству в НАТО остаются открытыми. Украине посвящен отдельный абзац коммюнике, где приветствуются миротворческая деятельность и оборонная реформа. В Стамбуле очень чувствовалось, что следующий шаг может быть сделан достаточно быстро, но только тогда, когда в Украине наступит определенность — то есть после выборов. Абсолютно очевидно как то, что в глобализированном Североатлантическом альянсе Украина без места не останется, так и то, что сначала обе стороны должны быть готовы к новому качеству отношений.

Скандалы другого порядка — взрывы, демонстрации протеста — в Стамбуле никого особенно не напугали, и было их намного меньше, чем ожидалось. Возможно, принадлежность страны к Евроатлантике в известной степени меняет и мышление большей части народа. Во всяком случае, стамбульцы героически перенесли то, что самые оживленные улицы огромного города были несколько дней просто закрыты для всякого движения, кроме пешеходного, и что количество полиции в городе было просто заоблачным. Интересно, как проведет подобное мероприятие через несколько лет Киев...

Сигнал, который Запад, олицетворяемый в данном случае НАТО, готов послать Украине именно сегодня, генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер охарактеризовал так: «Хорошо, что вы здесь. Мы отдаем должное вашей активности, участию в разных операциях. Украина делает хорошую работу, но не будем забывать, что дальнейшая интеграция в евроатлантические институции означает защиту и уважение основополагающих для НАТО ценностей. Украина прошла долгий путь в оборонной реформе. Это один из важных элементов для ее намерения приблизиться к евроатлантическим структурам. Но ценности, которые НАТО защищало в течение десятилетий, и которые продолжает защищать, касаются верховенства права, свободных и честных выборов, отсутствия ущемлений масс- медиа и свобод». О важности «свободных и справедливых выборов» в Украине говорилось и на заседании Комиссии НАТО — Украина на высшем уровне, говорил генсек Совета Европейского Союза Хавьер Солана. Оригинальный взгляд на украинские выборы представил президент Польши Александр Квасьневский: поединок произойдет между двумя основными кандидатами — премьер-министром Януковичем, которого назначил Кучма, и бывшим премьер-министром Ющенко, которого... назначил Кучма. Но, по мнению польского лидера, говорить, что при любом результате победит Кучма, было бы преувеличением.

Квасьневский и министр иностранных дел Польши Цимошевич говорили и о том, что после президентских, а затем и парламентских выборов уже будет «ясная декларация» стратегии Украины, что Украину следует оценивать не только по ее проблемам, но и по тому, что в стране делается, что Украина имеет большое геополитическое значение, и что хорошо, что с каждой подобной встречей Украина приближается к НАТО. Премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда сказал «Дню», что его страна может и готова помочь Украине, но никто не сделает за Украину то, что должна сделать она сама.

«Между Украиной и НАТО отношения очень хорошие, конструктивные. Но то реальное развитие украинской экономики, гражданского общества, выполнения критериев, которые необходимо выполнить для вступления, не позволяют Украине и НАТО говорить о реальной дате вступления Украины в НАТО. У нас есть над чем работать, есть «что» и «как», а время рассудит», — заявил по этому поводу на совместной с Генеральным секретарем НАТО пресс-конференции в Стамбуле Леонид Кучма. В то же время, в своем выступлении на заседании Комиссии НАТО — Украина на высшем уровне Кучма заявлял, что для Украины «принципиально важно, чтобы осуществляемая до сих пор в НАТО политика «открытых дверей» и впредь оставалась определяющим принципом деятельности Альянса». Президент также говорил о том, что он полностью согласен с тем, что было высказано во время заседания комиссии генсеком НАТО, лидерами стран-членов НАТО. Леонид Кучма также пообещал, что в Украине будут созданы все необходимые условия для работы международных наблюдателей на выборах, и что от наблюдателей «мы ожидаем только одного — объективной оценки событий в Украине и адекватного донесения информации об этих событиях до мировой общественности».

«Я с оптимизмом смотрю на послевыборный период, думаю, что где-то к весне следующего года будет значительное ускорение, эволюция качества нашего сотрудничества с НАТО. Может идти речь о переходе к режиму Membership Action Plan (План действий по членству. — Ред. ), но я думаю, что мы перед этим пройдем еще и расширенный диалог. Для нас, для нашей работы дома, не только для оборонного ведомства — это очень конкретные вещи», — сказал «Дню» министр обороны Украины Евгений Марчук. В то же время он отметил, что «до членства еще далеко». По его словам, за последние десять месяцев, возможно, год, Украине удалось получить немало новых сторонников вступления в НАТО, особенно среди новых членов Альянса. Он также отметил, что «даже ощутил прогресс» в отношении к вступлению Украины в НАТО со стороны Великобритании и Германии. По словам Е. Марчука, «наши контакты и сотрудничество с Соединенными Штатами и наше участие в иракской миссии дают нам довольно хорошие сигналы». Министр обороны также подтвердил, что на отношение руководства стран-членов НАТО к перспективам евроатлантической интеграции Украины в большой степени влияют президентские выборы в Украине.

Взгляд НАТО в целом пока что выражает де Хооп Схеффер: «Партнерство между НАТО и Украиной «здоровое». Украина продемонстрировала, что она является экспортером безопасности», но, по его словам, «Украина имеет четкие обязательства», она должна провести свободные и справедливые выборы. Это, сказал генсек Альянса, даст возможность Украине продемонстрировать миру «преданность своей ориентации». Схеффер отметил на совместной пресс-конференции с Президентом Украины Леонидом Кучмой: «Члены Альянса приветствуют стремление Украины в полной мере интегрироваться в евроатлантическое пространство. Мы также считаем, что успех этих усилий, очевидно, будет включать больше, чем исключительно военное сотрудничество и оборонная реформа».

Вряд ли можно утверждать, что в этот раз ничего не было сказано, ничего не изменилось по сравнению, скажем, с Прагой. Кроме того, что НАТО постепенно приобретает абсолютно другие функции, меняются акценты и на других уровнях. Показательно и то, что заседание совета НАТО — Россия прошло на уровне министров, что заявления для прессы де Хооп Схеффера и российского министра Лаврова носили порой противоположный характер, что Россия настаивает на «равноправии» в отношениях с НАТО, что, очевидно, является желаемым, а не реальным. Очевидно, что Украину критикуют не из-за незаинтересованности в ее делах, а именно наоборот, к ней внимательно присматриваются, изучают возможные комбинации. Привлечение России и Украины к операции Active Endeavour, о чем говорилось в Стамбуле, действительно свидетельствует о том, что безопасность неделима, и это начинают осознавать. Роль Украины наверняка может стать другой, когда она действительно сможет показать себя в качестве сильного регионального государства, которое не будет слабым звеном евроатлантической безопасности — таких намеков и подсказок уже сейчас немало со стороны и политиков, и экспертов на Западе. Стамбул показал: в том, что следующий этап расширения уже нового НАТО может быть «киевским», нет ничего необычного.

Виктор ЗАМЯТИН, «День», Киев — Стамбул — Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ