— Конечно, журналистам очень хочется осознавать высокую
степень своей важности и значимости. Они думают, что если человек двенадцать
часов в сутки воткнут в телевизор, радио или газету — так это что-нибудь
значит. Это значит только одно — что его, как человека, уже нет. Что средства
аудиовизуального воздействия растворили его. И обращайся к нему, не обращайся
— результат один. Ему важен только сам процесс: чтобы был шум, чтобы что-то
мелькало перед глазами, ну и эффект — еще не забытый, хотя не фиксируемый
сознанием — технического чуда, т.е. ангажированности современностью. Чем
художественнее фильм, чем глубже статья — тем меньше у них будет зрителей
и читателей; и тем они не выгоднее для тех, кто занимается средствами массовой
информации. Ни в Древнем Египте, где поклонялись фараону, как Богу, ни
в Риме, ни при царе, ни при Сталине, ни при Мао человек не был так ничтожно
жалок и мелок, каким он есть, смотрящий «Санта-Барбару», «Марию» или какую
там еще сотую серию. Неужели вы не замечаете, что радио, телевидение, газеты
каждый день говорят и пишут одно и то же? Но со свойственной каждому из
них интонацией. Вот эта интонация и является самым существенным — т.е.
тем же сигналом, по которому ориентируется потребитель. Образуется и общий
полифонический сигнал, который обозначает мелодию страны. Наша мелодия,
конечно, не для изысканного слуха, большинство, наткнувшись на нее, тут
же спешит отвернуться или перевести рычаг на другую волну, — но тем не
менее, в силу как внутренней, так и внешней обусловленности, она может
быть только такой.
Да, ваша газета лучшая, но лучшая она не потому, что поддерживает
одного и не поддерживает другого, а потому, что утонченнее, глубже. Но
тираж-то у вас всего 50 тыс., в то время как региональная львовская «Високий
замок» имеет 200 тыс., и если человек — тот, кого мы раньше презрительно
обозначали мещанин, — подходит к киоску — так у него одно на устах: «Високий
замок». Гипноз? Нет, внутренняя пустота. Которую сообща создают все средства
массовой информации, в том числе и ваша уважаемая газета. Нет у газеты
и телевидения пути вверх или вглубь, у них только один путь — вширь. То
же самое и у современных политиков. Не может демократический политик, как
человек, быть глубоким, если он должен удовлетворять чаяния миллионов.
Средства массовой информации — не важно какую позицию они отстаивают —
есть инструмент убиения личности, превращения ее в механизм, в атом, для
политического объединения в единое целое. И чем они сильнее — тем слабее
и беспомощнее человек, тем он искусственнее, ничтожнее. Вот что важно,
а не то, кто кому служит и возможна ли объективность.
Комментарий экспертов «Дня»
Сергей МАКЕЕВ, доктор социологических наук:
— Что касается усреднения сознания и поведения — то, думаю,
в этом поле действуют более мощные, чем СМИ, и более квалифицированные
игроки. Это, прежде всего, средняя и высшая школа, другие социальные институты,
армия, например. У современных СМИ сегодня есть более интересная и перспективная
«забава». А именно: манипуляция с содержанием и формами собственных сообщений.
И цель здесь состоит не в манипуляции самой по себе, а в завораживании,
соблазнении аудитории, в иронизировании и т. д.
В силу этих новых функций политическая заангажированность
сегодня не является определяющей по отношению к СМИ. Тем более что «игру»
с аудиторией можно конвертировать в финансовый успех.
Анатолий БОРСЮК, ведущий телепрограммы «Монологи» («1+1»):
— Да, в последнее время произошла люмпенизация, усреднение
информации, подаваемой СМИ. Это очень печально, но выбор у тех, кто предпочитает
серьезную аналитическую прессу и ТВ-программы демократической направленности,
сегодня невелик. Мне же никогда не хотелось участвовать в чем-либо массовом,
кроме получения зарплаты.
Сергей МАСЛОБОЙЩИКОВ, художник, режиссер:
— Ощущаете ли вы свою зависимость от тех установок, стилей
жизни, ценностей, стандартов потребления, которые распространяют СМИ?
— Чаще всего от этого я ощущаю раздражение. Сейчас СМИ
реализуют в основном две функции: прежнюю идеологическую в измененном виде
и ликбез населения по поводу иного, западного образа жизни. Большинство
СМИ вгоняют человека в состояние бытовой истерии. Преобладание негатива
раскачивает психику. Причем, в отличие от хорошего искусства, такое раскачивание
не приводит к позитивному результату.
— СМИ во многом отражают то, что есть на самом деле?
— И да, и нет. И отражают, и приучают. О чем пишется и
что показывается, то и нравится аудитории. Но дело даже не в этом. Приучить
можно и к плохому, и к хорошему. Но сейчас многие газеты и телеканалы играют
на понижение, потакая аудитории. Понятно, к этому вынуждает конкуренция:
не пойдешь на «уступки вкусам» ты, это сделает другой канал или газета.
Как из этого выбраться? Надеяться можно только на внутренние силы человека.
Иван ГАВРИЛЮК, актер:
— Приходилось ли вам жалеть о времени, потраченном на чтение
газет или просмотр телепередач?
— Я стараюсь не читать и не смотреть то, что не нравится.
Наоборот, чтение разных газет полезно. Сожаление и разочарование я испытываю
только от соприкосновения с непрофессионализмом, необразованностью, непричесанностью
— в прямом и переносном смысле. Особенно этого «хватает» на нашем ТВ. Раньше
за это наказывали, а вот сейчас — нет.
Подготовил Олег ИВАНЦОВ, «День»