Если верить «Повести временных лет», то София Киевская появилась в Киеве в 1037 году — в честь победы Ярослава Мудрого над печенегами. Однако недавно украинские историки сделали настоящее открытие и выяснили, что на самом деле собор построен намного раньше — еще в 1011 году, во времена Владимира Великого. Как рассказала заведующая отделом исторических исследований Национального заповедника «София Киевская» Надежда Никитенко, об этом свидетельствуют граффити, которые исследователи обнаружили на фресках с изображением св. Василия. Именно его имя принял при крещении отец Ярослава.
— Буквенные надписи датируются 1022 годом. Если отнять от этой даты время, понадобившееся на украшение постройки, создание фресок и сложных мозаик, то получим 1011 год. До сих пор ни один из ведущих византологов мира, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, не опроверг наше открытие. Скепсис по этому поводу выразили и наши ученые из Института археологии, но тоже ничего не смогли доказать, — рассказала директор заповедника Неля Куковальская. — А недавно ЮНЕСКО прислало нам документы, в которых подтверждается дата возведения собора в 1011 году. В связи с этим нам предлагают подумать над празднованием тысячелетнего юбилея, ведь до 2011 года остается не так много времени.
Как будут праздновать тысячелетие, в заповеднике пока что не знают. Возможно, на территории Софии на несколько дней устроят древнерусский праздник, где будут и Владимир, и Ярослав, и Анна. Но это будет потом, сейчас же ученые работают над тем, чтобы их открытие стало общепризнанным, а общество осознало, что в украинской истории еще много тайн и загадок.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей КОТ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории НАН Украины:
— На каждом этапе развития науки мы получаем новые представления о нашем прошлом. Знание культуры — это не только исследование и открытие новых памятников, но и новые факты относительно давно известных святынь. История с открытием сенсационных граффити на стенах Софийского собора позволяет ряду ученых утверждать, что собор был построен намного раньше, чем это принято считать. Но должно пройти некоторое время, чтобы открытие стало общепризнанным и настолько хрестоматийным, насколько сегодня считается существующая дата и обстоятельства постройки Софийского собора. Это заставляет нас по-новому посмотреть и на саму летопись, и на те процессы, которые происходили в Киевской Руси и ее культуре. Ведь если версия о более ранней постройке собора будет доказана, нам придется пересмотреть многие представления об исторических событиях того времени и о самом уровне и ходе развития культуры. С другой стороны, сам храм святой Софии интересен тем, что его росписи содержат не только элементы канонических христианских изображений, но и типажи, и детали одежды, имеющие прикладной и этнографический характер. Ведь рисовавшие фрески изображали окружающих людей и одежду, которую они носили. Это говорит о высоком развитии собственной культуры на территории Киевской Руси, потому что очевидно, что не пришлые мастера могли рисовать такие изображения, а существовала серьезная школа местных художников. Для нас важно осознать, что когда такие даты сдвигаются вглубь веков, значит, определенные исторические процессы начались намного раньше, чем мы себе представляли.