«Эмиссию делать невозможно, и мы не будем этого делать» — эти слова премьера стали едва ли не хитом всех телевизионных каналов.
Тем не менее несколькими днями ранее Президент Леонид Кучма заявил о возможности дискуссии с Международным валютным фондом относительно печатания денег. И хотя официально МВФ сообщил 6 ноября о плохих последствиях обсуждаемой эмиссии, по данным, полученным из конфиденциальных источников, правительство уже заручилось предварительным согласием фонда на проведение дополнительной эмиссии в размере около $550 млн. до конца года. Косвенным подтверждением этой информации является и то, что еще 5 ноября Министерство финансов проинформировало о том, что до начала следующего года планируется получить от продажи ОВГЗ около 500 млн. грн., причем лимит покупки облигаций Нацбанком не превышает 100 млн. грн. Да и эти 100 млн. грн. у последнего есть все основания (т.е. качественные и количественные характеристики денежного обращения) у Минфина не выкупать.
Ранее Кабинет Министров поведал о своем желании увеличить объем размещения ОВГЗ в этом году на 3,8 млрд. грн., следовательно, предварительно обсуждаемая сумма составляет как раз нечто среднее — около 2 млрд. грн. В таком контексте понятно, что официально распространенная информация о предстоящей «корректировке программы EFF» будет означать не что иное, как пересмотр практически всех монетарных «маяков» в сторону увеличения — дефицита госбюджета, индекса инфляции (ориентировочно до 27% годовых при плане 10%), объема денежной массы (т.е. эмиссии), размеров внутренних активов и внешних резервов НБУ (в том числе и лимитов на покупку ОВГЗ), — а также возможность получения очередных траншей (что далеко не очевидно в том числе и по причине уже полученного аванса в $225 млн. в сентябре) и т. д. и т. п. Одним словом, обсуждение финансовой «диеты», которую правительство должно будет соблюдать до конца года, — вопрос открытый и для некоторых болезненный.
Когда корреспондент «Дня» обратился к лидеру партии «Реформы и порядок» Виктору Пинзенику с просьбой прокомментировать последствия дополнительной эмиссии для экономики, то он очень удивился самому факту обсуждения этой темы после публичных отказов и МВФ, и правительства от подобных планов. «Если же правительство пойдет на такой шаг, то это будет путь в никуда», — констатировал он. Собственно, аналогичные оценки прозвучали и на состоявшейся в начале текущей недели международной конференции с участием российских политиков и экономистов Бориса Немцова, Егора Гайдара, Якова Уренсона и самого Виктора Михайловича. Впрочем, Украина может повторить Россию не только в избранной формуле сотрудничества с МВФ (эмиссия в обмен на транши), но и в прогнозируемых упомянутыми российскими визитерами результатах — смене политической власти. Вот только в России ожидают ухода левых. А кто кому уступит место в Украине?
Кстати, представитель МВФ сказал агентству «Українськi Новини» на условиях анонимности, что решение о выделении очередного транша кредита расширенного финансирования может быть принято после дополнительных переговоров через несколько недель.