Парламентская ассамблея Совета Европы уже, наверное, привыкла за свою полувековую историю решать сложнейшие вопросы. Однако чеченский кризис оказался не по зубам и европейским парламентариям — гордиев узел «только внутренней проблемы России» так и остался в тупике. Вчера должна была состояться встреча представителей чеченской стороны и российского правительства. Фактически это стало бы началом переговорного процесса. Однако сенсации не произошло. Как сообщила корреспонденту «Дня» из Страсбурга представитель пресс-службы при ПАСЕ Дениз Славик, «встреча не состоялась из-за нежелания представителей двух сторон». Таким образом, все попытки европейцев решить сверхсложный вопрос Чеченского конфликта в который раз с треском провалились.
Однако этот отказ совсем не значит, что европейцы не будут пытаться влиять на Москву, — хотя бы средствами дипломатического давления. Другие средства, — имеются в виду санкции, — для европейцев оказались неприемлемыми: нажить врага в лице России не желают даже сорок стран-участниц Совета Европы. Позавчера ПАСЕ таки смогла принять проект резолюции относительно разрешения конфликта в Чечне, однако из реальных шагов, на которые может пойти евросообщество, можно назвать дальнейшее содействие переговорам между Чечней и РФ.
Очевидно, проект резолюции все-таки повлиял на Москву — за последние сутки на одном из контрольно-пропускных пунктов было разрешено пройти трем тысячам беженцев. На самом деле это капля в море. Особенно если прислушаться к словам президента Ингушетии Руслана Аушева, сообщившего вчера журналистам, что «в течение десяти дней тысячи вымученных людей, в основном женщины, дети и старики, а также больные и раненые не могут пересечь границу. В этих многокилометровых очередях перед КПП люди мерзнут, умирают, рождаются, и никому до этого нет дела». Количество самих переселенцев уже достигло 198 тысяч лиц, и это далеко не предел. Обеспокоенность Запада гуманитарной катастрофой вполне оправдана: в случае продолжения боевых ударов не исключено, что чеченцы бросятся в поисках спасения в другие страны. Очевидно, этого допустить европарламентарии не могут.
Представители Российской федерации продолжают обиженно подчеркивать, что «на Западе существует предубежденное мнение относительно происходящего в Чечне» (об этом заявил Интерфаксу постоянный представитель России в Совете Европы Андрей Вдовин). Однако сама Москва, собственно, и не спешит опровергнуть это мнение, — вчера Парламенская Ассамблея предоставила ей такую возможность.