Под угрозой исчезновения находится нынче крошечный водоем под названием Болотце Серой Цапли, что около жилого массива Березняки. И эта, вроде бы локальная, ситуация как в капле воды отражает то, что сейчас происходит в Киеве и в стране по отношению к окружающей среде. «Советский раж» великих строек охватил чиновников всех рангов, и под метлу этого «памятникосооружения себе» идут тысячелетние, столетние достояния культуры Украины, ее древние флора и фауна. Природозащитники, несмотря на все усилия, бессильны перед ведомственным и бизнесовым произволом — в отсутствии хоть каких-то зачатков общественного контроля над исполнительными структурами. Вот и сейчас Киевская городская природоохранная прокуратура, Киевское городское управление экологии и природных ресурсов и Постоянная комиссия по вопросам окружающей среды Киевской городской власти сосредоточили свое внимание на маленьком, до сих пор малоизвестном объекте киевских Березняков. Именно на этом островке живой природы ведутся захоронения больших объемов вынутого из строительных котлованов ґрунта и других строительных отходов. Местные жители создали организацию «Гражданский комитет за сохранение дикой (коренной) природы «Березняков» , и при помощи Киевской природоохранной прокуратуры в 2000 году эти захоронения были прекращены. Однако потом Гражданский комитет во время государственной регистрации в Управлении юстиции города Киева столкнулся с серьезными трудностями.
Как сообщил Сергей Корецкий — председатель Гражданского комитета , Управление юстиции настаивает на изменении формулировки главной цели деятельности организации и некоторых других изменениях (в частности, не соглашается с тем, что цель представлена двумя пунктами, что организация может привлекать к своей деятельности волонтеров, имеет право на издательскую деятельность, а также с тем, что комитет может представлять свою деятельность за чертой города). Создается впечатление, что комитет просто хотят лишить дееспособности.
Участники Гражданского комитета обжаловали действия Управления юстиции в Печерском районном суде, далее — в Киевском городском суде, где сейчас находится «Жалоба о нарушении прав и свобод решением Управления юстиции города Киева об отказе в регистрации общественной организации «Гражданский комитет за сохранение дикой (коренной) природы «Березняков». Тем временем деятельность комитета пока что приостановлена. А между тем захоронения не только возобновились: в марте этого года эшелоны с ґрунтом разгружаются в акваторию водоема чуть ли не ежедневно (по десять-тридцать вагонов).
Хозяйственникам выгодно представить дело так, что якобы этот водоем не имеет никакой ценности, но члены Комитета подчеркивают, что Болотце Серой Цапли является последним участком материнского уровня грунта, который сберегся после гидронамыва песчаной подушки при строительстве жилого массива Березняки. В то же время этот участок земли является последним барьером между жилищной застройкой и промзоной, в состав которой входит опытно-экспериментальное производство Института химии высокомолекулярных соединений и ряд других предприятий с непредсказуемым влиянием на жилой массив.
С. Корецкий считает, что эта территория — комплексный биологический индикатор состояния окружающей среды, который позволит определить потенциально вредные факторы влияния для жителей Березняков раньше, чем они проявятся на людях. К тому же эта местность — единственное, ближайшее к центральной части Киева место, где еще добровольно живут серые цапли, это частица живой, действительно «живой» природы, своего рода заповедник.
Специально для таких случаев Гражданский комитет предлагает разработанную в Независимом интеллектуальном центре (Киев) «Концепцию экологической микрорезервации в городе», которая предусматривает сохранение эталонных биоценозов первичной природы на территории городов. Болотце Серой Цапли могло бы стать первым в Украине случаем такого рода.
КОММЕНТАРИИ
Роман ХИМКО, заместитель председателя Национального экоцентра Украины:
— Суть проблемы в том, что отдельные служащие, руководители города, работники железной дороги не собираются прекратить свои действия. Они уверены, что все, что они делают, нужно, но на самом деле это принцип даже уже не ХХ, а ХIХ века: расширение — освоение территорий. Сегодня мы должны восстанавливать, осваивать уже дальше некуда. А здесь среди жилых территорий спряталось такое болотце. Там были гаражи с одной стороны, с другой — завод. Поэтому сбереглись фауна и флора, которые были еще 50 лет и 100 лет назад. Это, так сказать, последний ее остаток в Киеве.
Если болотце сравнять с землей — там, скорее всего, построят гаражи, но придет время, когда государство будет вкладывать деньги в восстановление экосистемы.
Мы обращались к заместителю природоохранного прокурора, встречались с представителями от городского управления экологии, Дарницкой районной экологической службы, с представителем станции «Дарница».
Понятно: в Киеве сейчас идет реконструкция (взять хотя бы огромный котлован на площади Независимости, реконструкцию вокзала). Землю следует куда-то вывозить. Но это не значит, что сегодня ее можно вывозить куда угодно и что завтра мы не будем иметь уже других проблем. Городская экологическая инспекция разрешения на вывоз этих вагонов с землей в район Болотца Серой Цапли не давала.
Борис Алексеевич ИВАНОВ, заместитель прокурора природоохранной прокуратуры города Киева:
— Озеро засыпано уже приблизительно на 60—70 метров, я разговаривал с главным инженером железной дороги, к ним обращалась эколог Дарницкого района, проверка проводилась с начальником отдела экологии Шапраном Анатолием Борисовичем. У железной дороги есть план относительно этой местности. Здесь хотят делать отстойник вагонов. Это озеро не имеет никакого статуса. Правда, официального ответа мы до сих пор не получили, мы приглашали представителей ДКП «Плесо» для участия в исследовании этого озера, однако никто так и не появился, на наши приглашения они практически не реагируют. Единственный вопрос, который следует сейчас выяснить: чья это земля? Если она принадлежит железнодорожникам, то они имеют право засыпать это озеро. Я разговаривал в Киевземе, однако и там не могут сказать, кому она принадлежит — железной дороге или городу, потому что инвентаризация этого участка еще не проведена. В Управлении экологии говорят, что это озеро на балансе ни в ДКП «Плесо», ни в какой-то иной организации не значится.
ОТ РЕДАКЦИИ. Думаем, читатели согласятся с тем, что комментарии ответственных лиц свидетельствуют о том, что и до сих пор в стране нет предпосылок для верховенства интересов общества над интересами ведомств. Если судьбу заповедных территорий (а как мы знаем, недавно возник скандал в связи со строительством большого подземного автопаркинга даже рядом с Софийским собором) могут и сейчас решать ведомственные чиновники — без обеспечения общественных экспертиз, разрешения экологических организаций и так далее — то о какой цивилизованности отношений между властью и обществом вообще может идти речь? «День» присоединяет свой голос к голосам защитников Болотца Серой Цапли и надеется на оперативное вмешательство в происходящее городской власти.