Вчера начался двухдневный визит российского президента Владимира Путина в Беларусь. Формальным поводом для встречи российского президента со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко является заседание Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства России и Беларуси. Как сообщила накануне пресс- служба Кремля, ВГС не собирался ровно год, а в Минске это мероприятие не проводилось почти пять лет. Столько же времени прошло с последнего визита Путина в Беларусь, когда в январе 2003 года российский президент посещал Минск именно для участия в заседании ВГС. После этого Путин и Лукашенко встречались один раз — в октябре текущего года в рамках саммита СНГ в Душанбе.
В то же госсекретарь Союзного государства Павел Бородин сообщил, что основная официальная тема поездки президента России в Беларусь — торгово-экономические проблемы. По его словам, в ходе российско- белорусских переговоров на высшем уровне будут обсуждаться «внешняя политика, топливно-энергетический баланс, подготовка конституционного акта, а также введение платежного средства и другие вопросы». Кроме того, Бородин заявил, что может быть воскрешена идея объединения двух стран. По его словам, наиболее важным в повестке дня визита Путина в Беларусь будет вопрос о ходе «подготовки конституционного акта, который станет Конституцией Союзного государства в переходный период». В то же время Бородин отметил, что «конституционный акт готовится не под какого-то президента, не под личность, а для наших народов». При этом, говоря о возможной структуре власти Союзного государства, он отметил, что пока нет какого-то одного варианта развития событий. «Есть варианты, что президент России станет президентом Союзного государства, а вице-президентом — глава Беларуси. Есть варианты, когда президент будет выбираться коллегиально, а вице-президентами станут главы двух наших государств. Есть и другие варианты», — сообщил П. Бородин.
Ранее несколько российских и западных СМИ со ссылкой на экспертов сообщили, что Путин после мартовских выборов может возглавить союзное государство России и Беларуси, а Лукашенко — союзный парламент. По мнению экспертов, такой план позволил бы Путину, который по российской конституции не имеет права на третий президентской срок, остаться у власти во главе новой геополитической структуры.
В Кремле эти утверждения опровергли, назвав их «спекулятивными фантазиями». Их несостоятельность признал председатель Союзного парламента, лидер «Единой России» Борис Грызлов, который заявил на этой неделе журналистам, что окончательный вариант Конституционного акта Союзного государства пока не согласован и не передан в ВГС. «Мы не остановились ни на одном из вариантов наделения полномочиями руководителя или главы Союзного государства, а также других инстанций руководящего уровня. Это и есть главный вопрос, к которому мы еще не пришли», — сказал Б. Грызлов.
Заместитель председателя постоянной комиссии парламента Беларуси по международным делам и связям с СНГ Сергей Костян также не видит никакого сдвига в переговорах о создании объединенного государства. «Визит Путина не представляет собой никакой сенсации. Беларусь есть и останется независимым государством, и Минск очень четко дал это понять своим коллегам из Кремля», — цитирует Би-Би-Си слова Костяна.
Напомним, что Договор о сообществе России и Белоруссии был подписан в Кремле в 1996 году. В 1999 году президенты подписали договор о Союзном государстве и введение единой валюты с 1 января 2008 года. Несмотря на громкие заявления об интеграции, процесс с тех пор затормозился. Так и не готов согласованный конституционный акт, работа над которым растянулась на долгие годы. Такая ситуация усилила скепсис в обществе обоих государств.
КОММЕНТАРИЙ
Действительно ли Лукашенко готов пойти на союз Беларуси и России? Есть ли белорусскому лидеру что противопоставлять России?
Анатолий ЛЯБЕДЬКА, лидер Объединенной гражданской партии, председатель Национального комитета объединенных демократических сил
— У Лукашенко, безусловно, сложная ситуация, но не настолько, чтобы быть 79 мгубернатором в Российской Федерации. Все-таки, Лукашенко, по нашему политическому диагнозу, болен властью, и ему нужна вся власть, без остатка. И в этой ситуации лучше быть первым парнем в белорусской деревне, чем восьмидесятым в российском городе. Это совершенно очевидно. И Лукашенко еще не в такой ситуации, чтобы заботиться о своей личной безопасности и прятаться где-то в российской глубинке. Поэтому озвученный вариант, согласно которому Путин — президент, а Лукашенко руководитель парламента, — это несерьезный подход и ничего, кроме улыбки, не вызывает. Ведь под это надо подвести серьезную правовую базу. Я думаю, что сегодня для Беларуси, скорее, существует угроза не политического аншлюса, а потери экономического суверенитета. Это правда. И я думаю, что в повестке дня будет стоять все-таки не конституционный акт, когда нет единого варианта для обсуждения, а будут обсуждаться вопросы цены газа на следующий год, возможности получения Беларусью кредита. Со своей стороны, Россия будет представлять список тех предприятий, которые интересны для российского бизнеса и на которые они «положили глаз». Россияне не против поучаствовать в «прихватизации», коррупционной приватизации. Вот по этим вопросам будут идти дебаты. Если тут Лукашенко пойдет на уступки, то угроза экономическому суверенитету существует.
Сейчас ситуация такова, что по риторике Лукашенко тоже защитник суверенитета Беларуси. Другое дело, что в понятие «суверенитет» мы вкладываем разные подходы. Для нас суверенитет — это ценность, а для Лукашенко — средство удержания власти. И он использует суверенитет как средство удержания власти. В Минске сторонам есть о чем говорить, в частности, и о транзите. Лишись Россия белорусского транзита, в ближайшее время она не в состоянии предложить альтернативу. Кроме того, на территории Беларуси действительно имеются российские военные объекты. Между странами неплохой товарооборот. Хотя в этом отношении более уязвимой является белорусская сторона. Тем не менее, российский бизнес и чиновники проявляют интерес к продуктам нефтепереработки, которые Беларусь продает в Россию.
Союз Беларуси и России в риторике будет присутствовать. Но, безусловно, это уже не главная тема-фишка, хотя когда-то она была едва ли не основной в любой российской избирательной кампании.