Певица Джамала, которая была общепризнанным фаворитом нынешнего национального отбора на песенный конкурс «Евровидение-2011» но в итоге заняла только третье место, прокомментировала свою позицию относительно объективности национального отбора еще во время его прямой трансляции на Первом Национальном в прошлую субботу. Непосредственные свидетели действа утверждают, что Джамала бросила подаренные ей цветы на пол и ушла прочь. В дополнительных комментариях, по мнению певицы, конкурс не нуждается. «Там все было видно, нам нечего прибавить», — объясняет пиар-служба Джамалы.
Официальной победительницей национального отбора-«лохотрона» (как выразился в комментарии «Дню» член жюри конкурса Юрий Рыбчинский) стала певица Мика Ньютон с песней «Ангел». Ее судьбу в прямом эфире Первого Национального решило жюри (45%), а также sms- (45%) и интернет-голосование (10%), которые теперь ставят под сомнение.
Джамала заняла третье место. На втором — певица Злата Огневич. Когда мы поинтересовались ее мнением относительно отбора, оказалось, что претензии Златы к тому, что происходило в субботу на Первом исчерпываются техническими замечаниями.
«Было очень сложно ввиду того, что на жеребьевке мне выпал первый номер, и во время моего выступления на нас фактически провели проверку звука, — передала «Дню» комментарий певицы ее пресс-служба. — Часть микрофонов бек-вокала не работала, и, к сожалению, сигнал из них в эфир не попал. Была полная бессмыслица, но я пыталась подарить максимально красивое выступление зрителю и надеюсь, что мне это удалось. Но все же из-за организационных проблем удалось показать шоу всего-навсего на 30%. Однако обвинять организаторов я не могу, поскольку им пришлось оперативно решать, как провести финал. Студия Савика Шустера сделала почти невозможное — и финал состоялся! Однако технически конкурсанты, которые выступали в начале, были в неравных условиях с конкурсантами второй десятки».
Это, между прочим, также к вопросу организации отбора. Ведь качество звука непосредственно влияет на выбор и зрителей, и жюри.
Массовое несоблюдение правил игры, что стало «хорошей традицией» национальных отборов «Евровидения», каждый раз создает благоприятную почву для подозрений в махинациях, подкупах и для «накручивания» голосов. В итоге не остается ни одной довольной результатами и не вымазанной грязью стороны. Так случилось и в этот раз. У зрителей в который раз создалось впечатление, что их дурят за их же деньги (думается, не нужно напоминать, за счет чьих карманов существует НТКУ), руководство Первого Национального обвиняется в махинациях, а победительница Мика Ньютон — в том, что в действительности она не достойна представлять Украину на конкурсе... Да, Мика Ньютон победила, но эта победа вызывала желание разве что посочувствовать ей. В таких конкурсах без четких правил и их соблюдения, когда никто никого не признает — судьи победителей, а победители зрителей, — в действительности не выигрывает никто. А успех «победителей» обесценивается.
Наиболее красноречивая реакция прозвучала со стороны Анны Герман. Заместитель председателя Администрации Президента, которая была членом жюри, заявила «Украинской правде» о том, что будет инициировать создание комиссии (в которую, в частности, должны войти представители прокуратуры) для проверки отбора. «Я бы не хотела никого заранее в чем-то обвинять. Но у меня создалось впечатление, что что-то происходило в кулуарах и вне конкурса, чего мы не понимали и не знали», — сказала Анна Герман в комментарии интернет-изданию.
О каких именно «кулуарных» процессах догадывается Анна Герман, она не уточнила. Впрочем, известно, что по количеству уникальных номеров, с которых посылали sms в поддержку того или иного исполнителя, победила Джамала, но по общему количеству sms-голосов лидером стала Мика Ньютон. И только после завершения отбора организаторам пришло в голову, что это не совсем правильно. Между тем, именно это создало удобные условия для желающих «накрутить» себе лишних сторонников. Так, liga.net стало известно, что продюсер Мики Ньютон Тимофей Нагорный, помимо всего прочего, является президентом Всеукраинского фонда волонтеров Украины. Он не скрывал тот факт, что волонтерам было поручено обеспечивать активное интернет-и sms-голосование за его подопечную. Интересно, что членами Фонда волонтеров Украины является и сама Мика Ньютон, и заместитель гендиректора НТКУ, член жюри Валид Арфуш.
Относительно участия представителя президентской администрации в такой, казалось бы, несерьезной забаве, как оценивание песенного конкурса, очевидно, Анна Герман здесь выступала в роли своеобразного гаранта, который должен был бы приструнить скандальный шоу-бизнес. Впрочем, выяснилось, что даже Анне Герман невмоготу справиться (по крайней мере, пока что) с причудливыми хитросплетениями украинской политики с ее квазиценностями и деформированного и хромого украинского шоу-бизнеса.
Совершенно очевидно, что наиболее уместный способ избрания представителя на «Евровидение» для Украины — это, как в случае с Русланой, — профессиональное жюри (хотя это, к сожалению, тоже не гарантия). А учет мнения народа в наших условиях превращается в удобную возможность для фальсификаций. В итоге, исполнители, которые могли бы быть в действительности достойным и интересным Европе воплощением украинского голоса (независимо от национальности, ведь мы — полинациональная и поликультурная страна), и дальше остаются в «крыивке» украинской клубной сцены.
Возможно, кому-то кажется, что так безопаснее?
Характерно, что Анна Герман обращается к прокуратуре, поставив под сомнение честность не каких-то там «оранжевых», а собственных фаворитов-ставленников из рядов руководства Первого Национального. Если уж назначались на такие должности люди со «шлейфом», то почему же теперь удивляться подозрительным результатам их деятельности?
Когда нарушаются правила, проигрывают все.
ЧЛЕН ЖЮРИ:
Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Обман людей, нажива на обществе, «лохотрон»
— У меня создалось впечатление, что организаторам заблаговременно было известно, кого они хотят отправить в Дюссельдорф. Это была инсценизация. Потому что с точки зрения музыкального уровня, по крайней мере, пятеро исполнителей были сильнее Мики Ньютон. И по песням, и по исполнению. Конечно, самой сильной была Джамала. И это не только мое мнение. Лично я поставил Мике Ньютон 8, передо мной сидела Руслана — она тоже поставила 8, Анна Герман поставила 7, Ани Лорак 7, то есть непонятно откуда взялось такое количество голосов. Я понимаю, что можно купить sms-голосование, но я считаю, что, по крайней мере, жюри на таких конкурсах должно голосовать открыто и показывать оценки. Это не должно быть тайное голосование. Люди должны видеть, как мы оцениваем конкурсантов. А так мы сидим лишь для отвода глаз. У меня нет никакого отвращения относительно того, что нас будет представлять Мика Ньютон, но на той же «Новой волне» она заняла 12-е место. Даже ведущие национального отбора — Гайтана, Евгения Власова и Ирина Розенфельд, — каждая из них могла бы представлять Украину. Кроме того, ситуация с участниками, которых сняли с конкурса, напомнила мне о прошлогоднем отборе, когда песня Алёши оказалась плагиатом, но ее не устранили, а дали возможность заменить песню. Я не понимаю этих двойных стандартов... Где-то с 2004 — 2005 годов у нас началась эпопея под названием «народное голосование». Я думаю, что у всего общества к этим голосованиям есть определенное отвращение и разочарование на всех уровнях. Я считаю, что самым прозрачным голосованием было бы открытое голосование жюри. Здесь, конечно, тоже возможны варианты типа подкупа. Одним словом, речь идет об общей болезни общества. О вездесущем обмане людей (за их же деньги), наживе на обществе, «лохотроне». Кто имеет отношение к серверу во время голосования — у того и больше шансов на победу. К тому же не нужно забывать, что речь идет о государственном канале, а там люди зависимые. А относительно участия Анны Герман я не могу сказать ничего плохого. Она не на кого не давила. И в принципе, если государство заинтересовано в том, чтобы для участия в «Евровидении» избрали наилучшего представителя — это нормальное явление. В конечном итоге, на этот конкурс тратят достаточно большие средства — около 300 тысяч условных единиц.