Привидения прошлого удивительно цепки, годами не отпускают общественное сознание. Казалось бы давно уже уничтожены, похоронены и осиновый кол в горло забит — но нет. Шатается, зараза, людей пугает. Или смешит. Например, немалый шум в Германии подняла новая кинокартина Дени Леви «Мой фюрер: истинная правда об Адольфе Гитлере». Дискутировали, этично ли вообще выводить Гитлера в сатирическом виде, ведь тогда возникает проблема отношения к его преступлениям и тому подобное. Да, сюжет комедийный, даже трагикомический. На улице конец 1944 года, рейх трещит по швам, фюрер теряет уверенность в себе. Министра пропаганды Геббельса озаряет идея: Гитлеру надо выступить перед народом с горячей, пламенной речью, показать себя как в старые времена, тогда Германия мобилизуется и переменит ход войны в свою пользу. Итак, для подготовки фюрера привозят из Заксенхаузена знаменитого актера-еврея с колоритным именем Адольф Израэль Грюнбаум, который и должен научить Гитлера основам сценического мастерства. Сам фильм местами по-настоящему остроумен, хотя мог бы быть и лучше: не обошлось без банальностей, чувствуются погрешности драматургии, слишком прямолинейный финал. Впрочем, главные актерские работы хорошие. Профессора Грюнбаума играет замечательный Ульрих Мюхе (известный по жуткому австрийскому триллеру «Забавные игры»), Сильвестру Гроту удался Геббельс — истинное олицетворение коварства, а вот Гитлер у Хелге Шнейдера откровенно фарсовый.
Однако дело не столько в этом конкретном фильме, сколько в подходе. Ибо что можно сказать на тему, уже изученную до мельчайших подробностей? Ведь все, что смогли отыскать о становлении фашизма, о Второй мировой, о Холокосте, не раз и не два опубликовано, растолковано, проанализировано; оценки даны, акценты расставлены. Можно повторять еще и еще, собирать новые и новые свидетельства, такая риторика скорее всего необходима для обучения, для документальных лент, чем для создания новых художественных текстов. Так что если материал неизменен и известен заранее, можно варьировать инструментарий. То есть, экспериментировать, подыскивать свежие, даже неожиданные решения. И это действительно работает. Стоит вспомнить, насколько обострила внимание к теме Холокоста комедия Роберто Беньини «Жизнь прекрасна», какой успех сопровождал не менее острую и смешную ленту Мела Брукса «Весна для Гитлера» (в ней продюсеры-авантюристы мюзикл о фюрере поручили воплощать актерам нетрадиционной сексуальной ориентации), не говоря уже о том, что одним из наиболее убедительных произведений о трагедии Истребления стал... комикс «Мышиные норы» нью-йоркского художника Артура Шпигельмана.
Это крайне необходимо теперь, когда кое-где делаются попытки ревизовать Холокост, а на постсоветской территории значительно активизировались неонацистские группы, и уже наша, доморощенная, коричневая сволочь пытается поднять голову. Мало сказать: фашизм — это плохо. Надо еще и сделать так, чтобы это услышали как можно больше людей. Привидения питаются нашим страхом. А от первой же улыбки растворяются в воздухе, словно их и не было.
В конце концов человечество расстается со своим прошлым, смеясь. И это, между прочим, значительно снижает вероятность того, что будущее окажется неуправляемо серьезным.