Вчера Президент Украины Виктор Ющенко подписал пакет из двух указов. В одном речь идет о неотложных мерах по реализации Брюссельской декларации (о медернизации украинской ГТС), в другом — о запуске проекта Евро-Азиатского транспортного коридора на базе аверса нефтепровода Одесса-Броды (работающего пока что, к сожалению, в реверсном режиме). Оба эти указа, безусловно, шаг в правильном, более того, критически необходимом Украине направлении. Но опасность «пакета» в том, что от печальной судьбы нефтепровода «свинский вирус» проволочек может необъяснимым образом перекинуться и на зарождающийся проект модернизации ГТС.
Напомним, что 23 марта в Брюсселе правительство Украины, Еврокомиссия, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк подписали Совместную декларацию о модернизации ГТС Украины. Затем украинский Кабмин поручил Минтопливэнерго и НАК «Нафтогаз Украины» до конца 2009 года утвердить технико-экономические обоснования и уточненные сметы реализации соответствующих инвестиционных проектов. История повторяется? Не совсем. Строительство нефтепровода Одесса — Броды было завершено еще в мае 2002 года, и только потом началась эпопея с ТЭО (счет им сегодня уже мало кто помнит). То есть в данном случае мы не будем руководствоваться «русским авосем». Впрочем, это еще как сказать. Одесса-Броды задумывался как крупнейший амбиционный национальный проект. А чем стал? Когда в июне 2004 года правительство страны неожиданно согласилось на реверсное использование нефтепровода, очень многие, в том числе и газета «День», предупреждали, что отойти от проектного использования этого знакового для Украины объекта будет легко, а вот вернуть его в аверсное русло — куда труднее. Так и получилось. Реверс работает вот уже пять лет, абсолютно ничего не добавляя энергетической безопасности Украины.
«Главная цель проекта — обеспечить безопасность в энергоотрасли», — утверждал накануне подписания названных указов Президент Украины. Как всегда, к его словам не придерешься. Но разве не примерно то же самое слышали мы и год назад, когда появилась подпись под указом аналогичного содержания? Теперь, по его словам, все формальные решения на уровне экономического обоснования приняты, и «необходимо двигаться дальше». Но кто же против? Виктор Ющенко в очередной раз критикует правительство: «Я призываю быть ответственным украинское правительство и выполнить все обязательства, которые были даны украинским правительством».
Чувствуется, что Президент воспринимает проект АНТК как собственное детище и прилагает максимум усилий для того, чтобы оно, наконец-то, встало на ноги. В конце апреля он провел встречу с послами государств-основателей пятистороннего совместного нефтетранспортного предприятия «Сарматия» (Азербайджан, Грузия, Литва, Польша), а также дипломатическими представителями Чехии (как страны, председательствующей в ЕС) и председателем представительства Европейской комиссии в Украине. Поздравив глав названных государств с утверждением ТЭО — первым практическим результатом, полученным в рамках Краковской инициативы 11 мая 2007 года, он заявил, что ТЭО стало неопровержимым официальным профессиональным подтверждением ожиданий соинициаторов проекта. В частности, в нем говорится об экономической целесообразности, технической возможности, коммерческой привлекательности и конкурентоспособности транснациональных маршрутов в рамках ЕАНТК на всех этапах их создания и эксплуатации. ТЭО является совместным исследованием поставщиков, транзитеров и потребителей нефти и охватывает всю протяженность маршрутов: от поставщиков каспийской нефти до потенциальных потребителей (страны Центральной Европы и Балтии). Глава украинского государства предложил в конце мая — начале июня провести в Брюсселе презентацию ЕАНТК и принять меморандум о его реализации, а также приобщить к проекту представителей Чехии и Словакии.
Вопрос в том, чтобы Ющенко поддержали в собственном правительстве, которое небезуспешно отодвигает его от проблем ТЭКа. Но лед, похоже, тронулся. Не случайно премьер-министр Юлия Тимошенко обратилась к своему российскому коллеге Владимиру Путину с предложением вместо реверсного режима нефтепровода Одесса-Броды использовать для прокачки российской нефти мощности «Приднепровских магистральных нефтепроводов». Но что будет, если в Кремле это не понравится? Как представляется, у украинских властей ответа на этот вопрос пока нет... Не случайно на этот раз сроки перехода на аверс не называются.