Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Станет ли земля настоящим товаром?

Может случиться так, что рынок откроют, но продавать уже будет нечего
12 декабря, 2007 - 19:00
«ПОСЛЕ КОЛХОЗА» / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Чем ближе к нам 1 января 2008 — день, которым должно заканчиваться действие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, — тем горячее в обществе разворачивается дискуссия на тему, стоит или нет продолжать запрет. Жару в этот огонь добавляют политические страсти, ведь отношение к мораторию стало одним из основных идеологических лозунгов, с которыми некоторые партии вошли в парламент. Впрочем, стоит, на мой взгляд, отбросить политические спекуляции на эту тему и взглянуть на проблему с сугубо экономической точки зрения.

Сначала о потерях, которые нанес экономике государства, а значит и обществу в целом, Закон Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно запрещения продажи земель сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов», принятый 19 декабря 2006 года. Закон был компромиссным решением между сторонниками и противниками моратория, он уменьшил политическое напряжение в обществе, но нанес большой удар по экономике государства. Существенные убытки понесло, в первую очередь, сельское хозяйство. Ведь без включения земель сельскохозяйственного назначения товарного производства в экономическое обращение не приходится рассчитывать на серьезные инвестиции в сельское хозяйство, долгосрочные кредиты, капитализацию хозяйств. Запрещение свободного обращения земельных участков означает блокировку процессов создания оптимальных по размерам и конкурентоспособных хозяйств рыночного типа. Кроме того, блокируется процесс оптимизации землевладений и землепользований частных сельскохозяйственных предприятий, возникших за время проведения земельной реформы.

Запретив изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, закон тем самым приостановил развитие горных предприятий, предприятий по изготовлению строительных материалов, строительство дорог и т.д. Так, по данным Госземагентства, объекты промышленности, имеющие важное стратегическое значение для регионов и государства, требуют для расширения 22,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе за счет земельных паев — 5210 паев площадью 11,9 тыс. га и 7,9 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в запасе.

В то же время дефицит земель, которые по закону могут подлежать отчуждению ради общественно важных потребностей, породил соперничество за территории, которые к категории земель сельскохозяйственного назначения не относятся. Особенно болезненно это ударило по лесным насаждениям Украины. Если, например, прокладывается дорога между населенными пунктами, то закон оберегает каждую пядь пахотной земли, но не защищает от вырубки сотни гектаров леса, находящегося рядом, на восстановление которого понадобится не один десяток лет. Но нас сегодня не волнует восстановление уничтоженных лесных богатств. Если в 1966— 1990 е годы новые лесные насаждения ежегодно появлялись в Украине на площади 55—100 тысяч гектаров, то сейчас на площади всего 45—50 тысяч гектаров. Например, на Киевщине в 2006 году посадили деревьев всего на 318 гектаров больше, чем вырубили. В Полтавской области посадили леса на 2044 гектарах, а срубили на территории в 1392 гектара. При этом не следует забывать, что новые насаждения станут лесом через много лет, а вырубывается полноценный лес.

Таким образом, защищая одну категорию земель, государство ставит под удар другую. И наименее защищенным среди них оказался лес, имеющий одного хозяина — государство, которое, к огромнейшему сожалению, иногда не способно его защитить.

Иллюзией оказался и расчет на то, что мораторий на куплю-продажу сельскохозяйственной земли в Украине сдержит операции по покупке сельскохозяйственной земли. Ведь экономистам известно, что любой запрет свободной торговли порождает теневой рынок. Так же произошло с землями сельскохозяйственного назначения.

Из-за отсутствия прозрачного рынка земли в Украине сложился ряд схем отчуждения этой категории земель: заключение договора аренды с дальнейшим выкупом после отмены моратория; подписание доверенностей, уполномочивающих других лиц отчуждать землю; заключение предварительных договоров относительно передачи права на отчуждение земли в будущем. Распространились и факты изменения хозяйственного использования земель сельскохозяйственного назначения с товарного на личное крестьянское. Поэтому, как мрачно шутят сегодня экономисты, может произойти так, что рынок откроют, но продавать уже будет нечего.

Вследствие этих махинаций проигрывают крестьяне-владельцы, получающие при незаконной продаже земельных участков значительно более низкую цену по сравнению с условиями открытого рынка; проигрывают арендаторы, получающие заниженную арендную плату за землю; проигрывает государство от неуплаты налогов за операции с сельскохозяйственной землей; проигрывают сельскохозяйственные производители и аграрное производство вообще от невозможности привлечь землю в экономическое обращение и получить ипотечные кредиты.

Чтобы исправить ситуацию, начинать действовать нужно уже сегодня. На мой взгляд, нужно разблокировать принятый Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», внести изменения в Земельный кодекс относительно максимального и минимального размера получения юридическим и физическим лицом земли. Надеюсь, что новый законопроект «О рынке земель сельскохозяйственного назначения», который возник во время доработки проекта Закона Украины «О рынке земель» и сейчас готовится к подаче в Верховную Раду, закрепит за государством на период формирования рынка земель сельскохозяйственного назначения некоторые существенные права. А именно: регулирование объемов обращения при перепродаже, устанавливая высокие ставки государственной пошлины, чем будут предотвращаться спекулятивные проявления; установление реальной цены продажи земли. Также необходимо вернуться к Закону Украины «О государственном земельном кадастре». Он, напомню, был принят во втором чтении и в целом как закон 20 марта 2007 года, но 13 апреля того же года Президент Украины Виктор Ющенко применил вето к отмеченному закону. При необходимости нужно подготовить новый проект закона, который бы учел замечания Президента. Для открытия рынка земель сельскохозяйственного назначения необходимо, на мой взгляд, принять также и очень важный закон «Об ипотечных банках», что даст возможность создать условия для развития рыночных земельных отношений под контролем государства и поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, будет способствовать привлечению финансовых средств в агропромышленный комплекс. Только тогда мы создадим условия для существования полноценного, открытого и прозрачного рынка земель.

Николай НЕГРЫЧ, экономист
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ