Владимир ЦЫБУЛЬКО, советник премьер-министра:
— У каждой партии есть определенный интеллектуальный и аналитический ценз. Есть «карманные» партии, которые создали бренд и ждут того момента, когда какая-нибудь мощная сила «подберет» их. Другие партии имеют достаточно серьезный кадровый и интеллектуальный потенциал и могут разрабатывать стратегии для всего общества. Примером такой партии может служить новое центристское объединение пяти партий (Семиноженко — Порошенко — Рыбак). Эта партия хочет создать своеобразный политический прецедент — начавшись как деловой клуб, она стремится стать идеологической силой. Главным стимулом подобного преобразования является политическая логика, которая показывает, что самыми мощными оказываются те объединения, которые основываются на идее, а не на финансовых интересах. Например, Рух, КПУ. Правда, в сегодняшнем парламенте тон задают не эти партии, а организации типа СДПУ(о). Это объясняется тем, что «серая масса» перебежчиков может в критических случаях сломать все стратегические планы структурированных и хорошо финансированных организаций.
Некоторые партии уже разрабатывали стратегические идеи и программы. К примеру, КПУ. Компартию нередко списывают с актуального политического поля, но ее деятельность — это реальность, от которой нельзя уйти. Стратегии, разработанные КПУ, могут быть использованы доминирующей стратегической силой, но, в основном, как антитеза. Что касается т.н. «олигархических партий», то это деловые клубы, которые создаются лишь для того, чтобы политически прикрыть собственный бизнес.
Прежде, чем создавать партийную программу партии, сначала должны определиться с тем, какое именно общество они собираются построить. Большинство партий вместо этого занимаются дроблением и производством политических фантомов. Процесс производства этих фантомов начался перед последними парламентскими выборами и продолжается до сих пор. Сейчас нужно укреплять партии, давать им определенные рычаги влияния, формировать законодательство так, чтобы правительство создавалось парламентским большинством. Вместо этого мы постоянно продолжаем создавать фантомы, наступая на одни и те же грабли. Я думаю, что ситуация изменится только с выборами нового парламента.