участках. Копошась в земле, мы справедливо рассчитываем на милость Божию
в виде хорошего урожая. Выращенный собственными руками картофель, стал
едва ли не основным средством социальной защиты украинца ХХI века.
В последние десять лет урожай картофеля в Украине все уменьшался
и уменьшался. В прошлом году вообще был неурожай: по сравнению с 98-м,
в 99-ом картофеля собрали в два раза меньше. Справиться с засухой было
нечем: при нынешнем состоянии сельскохозяйственного производства о поливе
картофельных полей не мечтают даже ненаучные фантасты. Да и чьи поля поливать
— всего 2% от прошлогоднего картофеля выращено промышленным способом, остальное
— на частных огородах, куда оросительную систему не подведешь. Таким образом
мы превратились в нацию, которая сама себя кормит.
Государство, не обремененное, как когда-то, продовольственной
проблемой, похоже не ожидало, что наступит момент, когда отсутствие забот
«о картофеле» сменится гораздо большей проблемой — в государстве фактически
уничтожается качественный семенной картофельный фонд.
Ведь домашнее картофелеводство, став единственным реальным
способом выращивания картофеля, остается аматорским: доморощенные мичуринцы
не могут, хотя бы в силу ограниченности своих приусадебных участков, соблюдать
правила севооборота и прочие агрономические правила. О посадке селекционного
картофеля не может быть и речи — в землю бросают остатки прошлогоднего
урожая. А картофель, естественным путем накапливая в себе болезни и химикаты,
которыми хозяева старательно травят из года в год жуков, и в результате
— вырождается.
Однако в этом году возникла проблема не только качества,
но и количества — вследствие прошлогоднего неурожая часть специализированных
хозяйств, которые продолжают выращивать картофель, ощущают нехватку семенного
фонда. Минагрополитики еще в конце прошлого года, подсчитав объемы заложенного
на семена картофеля, пришло к выводу: даже максимально используя внутренние
резервы, требуется импортировать 321 тыс. тонн семенного картофеля.
За три месяца текущего года в Украину импортировано 2287
тонн картофеля. Даже если допустить, что весь он семенной, это все равно
не покроет дефицит, который Минагрополитики констатировало после прошлогоднего
неурожая. Если доверять простым арифметическим подсчетам, то очень похоже,
что в этом году в Украине не посадят положенное количество качественного
картофеля.
Конечно, если посадить достаточно картофеля, да еще и разных
промышленных сортов, пригодных к переработке, то урожая хватит не только
для домашнего, так сказать, потребления, но и для загрузки простаивающих
мощностей перерабатывающей промышленности. По данным того же Минагрополитики,
если бы перерабатывающие предприятия «вступили в строй», это могло бы обеспечить
дополнительные поступления в бюджет в сумме 14,6 млн. гривен. В этом году
перерабатывающая картофель промышленность фактически простаивает — нет
сырья. Так, из пяти заводов, где производится крахмал, к которым мы пытались
дозвониться, четыре не подавали признаков жизни.
Лидия Литвинчук, главный бухгалтер Володар-Волынского сельскохозяйственного
кооператива (бывший крахмальный завод), который находится на Житомирщине,
говорит, что в последний раз их предприятие производило крахмал в 1996
году. В прошлом году из-за неурожая линия даже не запускалась, «поскольку
картофеля почти совсем не было, а выращенного едва хватило на питание».
В этом году кооператив взял в аренду около 800 га земли, однако засадить
картофелем сможет только 5—7 гектаров. Как объяснила Лидия Литвинчук, главная
проблема — нехватка семенного картофеля. Возможно через несколько лет удастся
засадить картофелем большие площади, но сейчас предприятие пытается выживать
за счет производства других сельхозкультур. Таким образом отечественного
крахмала и в этом году может не быть, поэтому бизнесу тех фирм, которые
прочувствовали конъюнктуру рынка и уже в 1999 году начали импортировать
крахмал, ничто не угрожает.
Первый заместитель председателя Иванковской райгосадминистрации
Юрий Мосиенко вспоминает, что когда-то их район специализировался на выращивании
картофеля и работал в пределах СССР «на экспорт» — в другие республики.
Но с 95 года хозяйства начали стремительно сокращать площади под картофель,
в частности, из-за того, что население массово обзавелось огородами, и
спрос на картофель упал. В прошлом году хозяйства района под картофель
отвели 200 гектаров земли, а население выращивало картофель на 3,5 тысячах
гектаров. Ю.Мосиенко говорит, что хозяйства Полесья хотели бы возродить
промышленное производство картофеля, но ощущают проблемы с семенным материалом:
кто-то не позаботился осенью, кто-то не может платить высокую цену за элитные
семена. Поэтому районная власть собственными силами и каналами собирается
завезти из Беларуси 15 тонн семенного картофеля элитных и суперэлитных
сортов.
По мнению директора Института картофелеводства В.В.Канонученко,
несмотря на то, что селекционная работа в Украине ведется на приличном
уровне, обеспечение семенным картофелем является наиболее узким местом
в картофелеводстве. «За три-четыре года мы можем произвести достаточное
количество семенного материала для всего населения», — говорит он. Но настоящая
работа по выращиванию высоких урожаев начнется, только когда возродится
специализированный производитель картофеля. Это произойдет, по мнению директора
Института, не ранее, чем через пять лет. Причем цепь, по которой такое
возрождение может состояться, такова: сама перерабатывающая промышленность
должна создавать для себя сырьевую базу, так как если в выращивании картофеля
будет заинтересовано только население, ситуация останется на уровне «сам
вырастил — сам съел», а крахмал так и будем закупать за рубежом. Создавая
такую базу, переработчики, как правило, выступают кредиторами товаропроизводителя,
который сегодня не в состоянии купить для посадки элитные сорта картофеля
по 3 грн. за кг.
Поскольку все-таки государство наше не изолировано от мирового,
так сказать, экономического содружества (прошу прощения за эту высокопарность
в разговоре о ежедневном национальном продукте), то может импортировать
немного семенного картофеля? Тем более, что эта ситуация сложилась вовсе
не вследствие неуклюжей аграрной политики, а из-за прошлогоднего неурожая
— таково «железное» моральное алиби! Но при нынешних размерах пошлины ввозить
семена картофеля не дерзнет даже патриот-альтруист. Года четыре тому назад,
когда на Украину неожиданно свалилась милость природы в виде хорошего урожая
«второго хлеба», парламент с целью защиты национального производителя ввел
драконовские размеры пошлины. Мероприятие это, правду сказать, запоздало,
поскольку в том году бюджетные учреждения успели закупить более дешевый
польский и турецкий картофель. Однако далее размеры пошлины стали надежным
шлагбаумом от ввоза импортного картофеля. Осенью, чтобы ввезти в Украину
семена картофеля элитных сортов, нужно заплатить четыре (!) ее мировые
цены, т.е. пошлина достигает 400%, плюс расходы на перевозку! Поэтому никто
ничего и не везет. Даже в неурожайный год.
Однако возникает вопрос: насколько гибкой должна быть политика
государства в таможенно-тарифной области, особенно если это относится к
сельскому хозяйству, которое в своем нынешнем состоянии не может противостоять
превратностям природы с ее постоянными неурожаями? Пока существующие размеры
пошлины воспринимаются как константа, которую невозможно изменить — как
будто мы все еще находимся в урожайном 96-ом.
Насколько же значительны поступления от пошлины на картофель
в государственную казну? Целых 127 тыс. грн. за прошедший год и 23 тыс.
грн. за три месяца в этом году. А если бы заработала перерабатывающая промышленность,
пусть даже на импортном сырье, тогда, согласно подсчетам Министерства аграрной
политики, приведенным выше, бюджетные поступления, напомним, составляли
бы 14,6 млн. грн.
Одним из прогрессивных нововведений Кабинета Виктора Ющенко
считается создание прозрачных схем принятия решений, о чем писала в том
числе и наша газета, и что действительно предотвращает кулуарное разрешение
проблем в пользу тех или иных бизнес-структур, т.е. ограничивает лоббизм.
Принципиальным достижением в этом считается распоряжение Кабмина от 30
декабря 1999 года, согласно которому, чтобы не уменьшать поступления в
бюджет, не рассматриваются никакие обращения о льготах, в том числе и о
таможенном оформлении товаров. И когда в начале этого года некоторые депутаты
инициировали вопрос о временном таможенном коридоре для ввоза импортного
картофеля (в виде временного установления нулевой ставки ввозной пошлины
на картофель), правительство отмежевалось от проблемы этим самым «антилоббистским»
распоряжением.
Однако не совершается ли здесь подмена понятий? Парадокс
ситуации с картофелем заключается в том, что речь идет не о льготах (так
как не определяется эксклюзивный поставщик по закупке картофеля и не создаются
никакие привилегированные условия для бизнеса), а об отсутствии гибкости
в таможенно- тарифной политике. Почему же та же Россия, не менее картофельная
страна, устанавливает нулевую ставку пошлины на ввоз картофеля, а мы, не
принимая во внимание ограниченность внутренних ресурсов, ревностно как
бы предохраняем товаропроизводителя, и в результате получаем простаивающие
перерабатывающие заводы?
Кстати, вопрос можно поставить и иначе: если не считает
правительство целесообразным решать проблему с помощью таможенно-тарифных
регуляторов, то почему бы не предложить другие пути? Это же не так чтобы
очень скрытая проблема — стоит только перезвонить в хозяйства либо пересмотреть
обращения областей к Минагрополитики с просьбой закупить семенной картофель.
Ведь если прогнозы специалистов подтвердятся и осенью в этом году вдруг
окажется, что картофеля таки посадили недостаточно, то и урожай не так
чтобы очень, и картофель все-таки придется импортировать — но уже не с
целью посадки, а для потребления. А это уже странная защита. И странные
перспективы у перерабатывающей промышленности.
А может, проскочим: не досадим, а что-то и соберем при
условии, что поспособствует погода? И аграрная политика в стране, где от
мощного когда-то АПК остались разве только лучшие в мире черноземы, и далее
будет строиться по неизменному принципу ожидания милости от природы?