Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Страна пошла в школу

Вчера корреспонденты «Дня» побывали на первом уроке в школах Киева, Одессы, Донецка и Ужгорода
1 сентября, 2005 - 20:43

Вчера для более чем пяти миллионов украинцев начался новый год — учебный. Впервые в школу пришли четыреста тысяч первоклашек. В этом году для младших школьников по инициативе Министерства образования и науки темой первого урока была «Моя родная школа», для учеников 5— 11 классов — «Украина — государство европейское». Многие высокопоставленные чиновники и политики не упустили такой информационный повод, как 1 сентября, и провели первые уроки в «своих» школах. Корреспонденты «Дня» побывали в четырех обычных украинских школах, а также в Национальном университете «Острожская академия». См. стр. "Репортаж Дня"

Киев: наука побеждать


«Политики сегодня не будет, — так вчера начал свой урок для десятиклассников киевской школы №69 чемпион мира по боксу Виталий Кличко. — Я расскажу вам как я учился в этой школе более 17 лет назад. Мой любимый предмет — география. По нему у меня всегда были отличные оценки. Учителя предполагали, что из меня выйдет великий путешественник... Боксерское мастерство вне ринга я никогда в жизни не применял. В школе были какие-то потасовки, но назвать это драками нельзя. Не любил английский, да простит меня за это мой любимый классный руководитель. Мы тогда не видели смысла в его изучении — был железный занавес и об общении с заграницей мы даже не мечтали. Сегодня, когда я читаю что-то по-английски и приходится обращаться к словарю, я сожалею, что в школе упустил возможность выучить его лучше... Бокс же пришел в мою жизнь 20 лет назад и совсем неожиданно. Когда я учился в 8-м классе, к нам заглянул тренер по боксу и пригласил в свою секцию. Мы записались всем классом, а через некоторое время остались в ней только единицы. Я в школьные годы не мечтал о карьере известного боксера. Тогда я хотел быть летчиком, быть военным, как мой отец. Но меня не взяли — сказали, что в стране не делают таких огромных самолетов, в которые я мог бы поместиться». Заканчивая свой урок, Виталий пожелал ребятам побольше мечтать, ставить большие цели и к ним стремиться, а также не забывать успевать все делать вовремя.

Учителя Виталия рассказывают, что поначалу тренер даже сомневался в том, что такой высокий худощавый паренек может подойти для такого жесткого вида спорта, тем более что был необычайно скромен и даже излишне застенчив. Говорят, что в школьные годы никакими особенными способностями от сверстников не отличался. Классный руководитель Виталия Лидия Васильевна Тарасюк (педагог с 45-летним стажем) считает, что необыкновенный жизненный успех ее воспитанника объясняется наличием у него большой силы воли. Учительница русской литературы Евгения Владимировна Кузьмина вспоминает, что с Виталием было очень комфортно общаться и что он всегда очень приветливо улыбался. Это было тогда. А сегодня всемирно известный чемпион в общении с директором родной школы вникал в ее проблемы. В первую очередь он пообещал помочь привести в надлежащий порядок школьную спортивную площадку.

Общаясь после урока с журналистами, Виталий вспомнил, как когда ему было 14 лет, он с одноклассниками смотрел матч с Майклом Тайсоном, который в 1986 году стал самым молодым чемпионом мира среди профессионалов. «И тогда я сказал, — рассказывает Виталий, — что когда-нибудь встречусь на ринге с этим спортсменом, выиграю у него — и стану чемпионом мира. Тогда мне не поверили. Сегодня я уже владею тем титулом, которым тогда владел Тайсон. Может быть, нам и удастся с ним встретиться в квадрате ринга. На днях он сказал мне по телефону: «Так когда же мы будем боксировать?» Не знаю, удастся ли встретиться, так как я сегодня улетаю в Германию. Думаю, что этот поединок был бы очень интересен... На мой взгляд, в настоящий момент самым сильным бойцом в тяжелом дивизионе является Хасим Рахман. Следующий мой бой против него станет самым серьезным поединком в моей карьере», — сказал Виталий.


Людмила РЯБОКОНЬ, «День»


Одесса: «Украина находится здесь»

«Что нужно человеку для счастья?» С такого вопроса начался первый урок 5-Д класса одесской гимназии №5. Двадцать девять мальчишек и девчонок ерзали за длинными партами, старательно морщили лбы, пытаясь понять, чего от них хочет учительница. И молчали. «Без чего тоскует душа человека, куда ее тянет?» — старалась помочь учительница. И тут, озаренный внезапной догадкой, затряс рукой один парнишка.

— Я знаю, знаю. Для счастья нужен свой дом!

— Правильно, — похвалила учительница. — Свой дом, своя Родина, своя Украина. А где находится Украина?

— Здесь! — недоуменно пожимая плечами, сообщили еще плохо знакомые с географией пятиклашки.

— В Европе, — поправляет учительница.

«Украина — европейское государство». Так в этом году звучит тема первого урока во всех школах страны. Как объяснить детям, почему искать свою судьбу, по словам Президента, Украина должна именно в Европе, если даже родители этого не до конца понимают? Я тихо сижу в классе на задней парте и наблюдаю, как немолодая учительница, что называется, на пальцах растолковывает детворе основы большой политики.

— Вы поесть вкусно любите?

— А как же!

— А что нужно для того, чтобы родители могли покупать еду?

— Деньги! — сообщают воодушевленные собственной догадливостью дети.

— Вот так и государству, чтобы сытно и хорошо жить — нужны деньги. А для этого нужна развитая экономика. Ведь если мы будем все время просить у кого-то, хорошо это будет?

— Нет, нужно самим зарабатывать, — чуть ли не хором кричит ребятня.

— Вот мы живем в Одессе, на море. Как вы думаете, что значит выход к морю для Украины?

— Это значит, мы можем ловить много мидий! — выкрикивает белобрысый мальчишка с последней парты. Ни тени улыбки, все рассуждают предельно серьезно.

— А еще нам нужны порты, — тихонько дополняет его соседка. — Мне папа рассказывал.

Вот так и проходит первый урок европейской политики в 5-Б классе. А в это время в концертном зале умудренные школьным опытом старшеклассники устраивают своеобразную пресс-конференцию. Тема все та же: «Украина — европейское государство». Роли представителей международного сообщества, иностранных журналистов, украинских политологов и экономистов играют сами школьники. При этом больше половины текста идет на английском и немецком, поэтому я лишь догадываюсь о содержании. Этим ребятам не впервой вести полемику на столь глобальные политические темы. Уже три года команда учеников одесской гимназии представляет Украину на международной ученической конференции «Модель ООН». Поэтому я обращаюсь к ним уже как к экспертам: «Что, по вашему мнению, мешает вступлению Украины в ЕС»?

— В нашей стране все как-то неорганизованно, — рассуждают одиннадцатиклассники. — Все происходит так, как будто об этом только что сообщили, а никто не ожидал. Может это потому, что Украина еще слишком молодая страна, потому что ни мы сами, ни народы Европы не верят в Украину как в европейское демократическое государство. Когда мы встречались со своими сверстниками из европейских стран, нам даже завидно было, так они гордятся своими странами, так верят в их будущее. Может, пройдет еще несколько лет и мы тоже научимся так гордиться своей Украиной».


Елена АСТРАХОВИЧ, «День»


Донецк: урок предостережений

«Ми не є сусідами Європи, ми є центром Європи. Але правда полягає в іншому — ми сусіди Європейського Союзу, а хочемо бути членами Європейського Союзу», — эти слова Виктора Ющенко были выбраны в качестве эпиграфа к первому уроку нового учебного года на тему: «Украина — держава европейская». Урок прошел вчера в 11 м классе общеобразовательной школы № 69 г. Донецка. Впрочем, этой теме были посвящены все первые уроки для учеников 5—11-х классов школы, но именно уроки старшеклассников и их рассуждения об интеграции Украины в Европу и главных событиях, произошедших в нашей стране в недавнем прошлом, оказались наиболее серьезными и осознанными.

11-Б класс — один из лучших классов в школе, он насчитывает аж 6 претендентов на золотую медаль. За плечами у его безусловно сильных учеников — полный курс экономики и новейшей истории Украины, однако их суждения о месте Украины в мире и своеобразности ее истории далеки от изложенных в учебниках. У каждого свой взгляд и свое мнение, которые неразрывно связаны с их собственной жизнью, образованием, мироощущением. Это уже по-настоящему взрослые люди, которым остался последний школьный год, и большинство из которых уже сознательно выбрали свой будущий путь. Но почти никто из 29-ти учащихся класса не верит, что уже в ближайшем будущем он будет жить в Европе.

Они знают основные вехи истории Евросоюза, его состав и его специфику, знают, что Украина имеет все шансы стать членом ЕС — и по своему географическому положению, и по экономическим предпосылкам, и по многим другим параметрам, необходимым для этого. По словам старшеклассников, сегодня наша страна действительно соответствует множеству требований, которые позволили бы назвать ее европейским государством. Например, грамотность населения Украины составляет без малого 100%. Однако по мнению одиннадцатиклассников, все это меркнет на фоне низкого уровня жизни, отсутствия чувства спокойствия и стабильности в стране. И потому на первый же вопрос учителя: «Считаете ли вы нашу страну европейским государством?» класс дружным хором отвечает: «Нет». Причин для такого ответа множество — и у каждого они свои.

«Чтобы получить возможность вступить в ЕС и вообще стать европейским государством, нужно, чтобы Украина стала страной с рыночной экономикой и конкурентоспособными товарами. Нужно, чтобы у нас была стабильная система образования, а дипломы ценились во всем мире…», — начинает приводить свои доводы одна из отличниц класса Надежда Хабло. Класс, в начале урока еще настроенный настороженно и немного смущенный от присутствия корреспондента «Дня», соглашается и добавляет еще несколько «официальных» причин: «У нас еще пока низкий уровень жизни для европейского государства. Наши заработные платы не соответствуют европейским. Мы пока не видим изменений в лучшую сторону…»

И уже потом, когда начнется дискуссия — живая настолько, что ребята даже не услышат звонка, возвещающего о конце сокращенного по случаю праздника урока, — будет высказана масса обдуманных, пропущенных через себя причин и аргументов в пользу того, что Украине еще далеко до обретения статуса действительно европейского государства.

Школьники считают, что в Украине еще плохо развита правовая система, существует очень серьезное противоречие между уровнем зарплат и цен, отсутствует нормально развитая жилищно-коммунальная сфера: «Как можно говорить о европейском государстве, если у нас элементарно нет горячей воды? люди привыкли к такой жизни, некоторые даже не догадываются, что может быть по-другому!» — говорит Анна Бобровская.

Более того, как выяснилось по ходу урока, большинство школьников, учеников 10—11-х классов, сегодня не ощущают, что они — европейцы. «Мы европейцы настолько, насколько мы украинцы», — говорит учительница Татьяна Николаевна Евсеева. Но еще очень многие граждане страны по-настоящему украинцами себя не считают, отвечают ей дети. Как сказала в конце урока Анна Бобровская: «Нам надо осознать себя, начать с собственной страны, а уж потом стремиться в Европу. Не будет ничего плохого в том, если мы вначале станем украинцами — по-настоящему — и будем этим гордиться, — а потом уже все вместе подумаем о вступлении в Евросоюз».

Вот некоторые другие мнения:

Андрей САМОРОДОВ: «Я думаю, что если мы хотим стать по- настоящему европейским государством, нам надо не стремиться к Евросоюз, а начать с себя. Сделать так, чтобы всем украинцам жилось хорошо, чтобы они получали достойные зарплаты… Только потом можно начинать движение.»

Виктор ГРОМОВ: «Сейчас мы еще ни на шаг не подошли к тому, чтобы интегрироваться в Европу. Все у нас как было, так и осталось. Я чувствую, что в стране что-то меняется, но пока почему- то большинство изменений — в плохую сторону. Сразу вступить в ЕС нам будет невозможно. Уровень жизни останется таким же низким, а цены резко подскочат, мы просто не справимся с этим.»

Екатерина МАРКОВСКАЯ: «Мы не хотим в ЕС. Нам рано это делать. Нам надо изменить саму жизнь наших людей, их мировоззрение, чтобы оно стало европейским не на словах, а на деле. Когда европейцы видят, как мы живем, они удивляются: «Как вы можете жить в таком болоте?» А мы привыкли к этому, и даже не замечаем.»

Татьяна ЕВСЕЕВА, классный руководитель: «Меня удивляет то, что они все говорили прежде всего о деньгах. Но поверьте, в школе учат не только этому! Однако для них важна в первую очередь именно эта тема. Меня настораживает то, что ни один ученик в ходе урока не сказал, что хочет в Евросоюз, не сказал, что это нужно нашей стране. Я думаю, 11-й класс — это уже вполне состоявшиеся личности, и их мнение не просто случайно, оно основано на своем собственном жизненном опыте. Я думаю, руководству страны надо прислушаться к нему.»


Анна ХРИПУНКОВА, «День», Донецк


Ужгород: пафос уместен?

Как и во всех школах Украины, на Закарпатье в старших классах первые уроки начались под стандартным лозунгом: «Украина — европейское государство». Разумеется, все классные руководители готовились к такому уроку, тем более, что для большинства он стал действительно неожиданностью — что говорить детям? Какие данные им давать? На чем акцентировать внимание? Ведь если еще 10—11-е классы хотя бы имеют представление о том, что такое Европа, и чем условия жизни у нас отличаются от европейских, то как, например, разъяснить пятиклассникам сложные понятия?

Автору пришлось побывать на уроке в 8-м классе в общеобразовательной школе №17 г. Ужгорода. «Не представляю, каково было подготовить урок неспецилистам, если даже мне, историку, пришлось потратить кучу времени для того, чтобы подготовить все данные, цифры и тому подобное, — рассказала перед началом урока «Дню» Олеся Михайловна Филип, классный руководитель, историк по профессии. — Главное же — не просто зачитать детям основные понятия, а заинтересовать их, дать базовые знания о Европе, объяснить отличия между условиями жизни, а также, что самое главное, почему все-таки наш Президент, наша страна, избрали такой курс. Тем более дети в 8-м классе — это как раз тот возраст, когда уже становится понятной политика, когда уже появляется собственное видение разных событий, когда уже возникают свои вопросы».

Урок учительница начала с изложения исторического материала. В первую очередь Олеся Михайловна сообщила, что Украина всегда стремилась к независимости, что испокон веков она борется за свою свободу. После чего ею были зачитаны слова Президента Украины Виктора Ющенко о том, что наш курс — к Европе, и названы основные вехи сотрудничества Украины с Европейским Союзом (начиная с подписания в 1991 году Декларации ЕС по Украине с призывом поддерживать конструктивный диалог).

Детям в форме игры было предложено рассказать, что они знают о Европе, назвать основные страны европейской унии, охарактеризовать географические аспекты ЕС и тому подобное. Порадовал подготовленный одной девочкой стишок (у нее мама — преподаватель в школе, и тоже готовила соответствующий урок). Правда, стихотворение имеет уж слишком пафосное содержание и очень напоминает советские времена — так же искренне когда- то говорилось о партии, которая нас вела к светлому будущему:

«Европейський союз для нас — майбуття,

Де забудемо про злиденне життя,

Де не буде міграцій, збережеться сім’я,

Разом ми не відчуєм жах у слові «війна»...»

Как потом, после урока, рассказала учительница, стихотворение подобрано по методическим рекомендациям, которые есть у многих учителей школ.

Честно говоря, урок ничем не отличался от советских времен по пафосу и воспеванию родной страны. Хотя, возможно, собственно этого нам и не хватает — веры в собственную страну, патриотизма и переживания за судьбу родного народа. После окончания урока корреспондент «Дня» предложила восьмиклассникам высказать свои мнения о Европе и ЕС.

Анатолий ДЕРЕВИЙ : «О Европейском Союзе я знаю только то, что мы, то есть Украина, с ним граничим. Вернее, границы проходят с Закарпатской областью. Расширение границ ЕС я понимаю как одно — что нас примут в этот союз. Однако что оно даст — я не имею представления».

Татьяна СВИТЛЫК : «Может, мы на Закарпатье и больше знаем о Европейском Союзе, чем другие дети по Украине. Имею в виду то, что лично мне с родителями приходилось неоднократно ездить в Венгрию, и я имела возможность увидеть, как там живут. Хотя, честно говоря, особой разницы не чувствуется, разве что там чище...»

Марьяна ДИДЫК : «А мне хорошо известно, что именно Закарпатье расположено в центре Европы. У нас, в Раховском районе, есть памятный знак, который свидетельствует о том, что именно в этом месте находится географический центр Европы».

Виктор ШУТКО : «Вчера отец разъяснял мне, что направление к Европейскому Союзу — это направление к хорошей состоятельной жизни, как живут, например, в Германии, Англии, Австрии. Просматривая фильмы об этих странах, действительно хочется верить, что и мы когда-то так будем жить».


Наталья ПОПОВИЧ, Ужгород

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ