Уже несколько дней Украина находится под пристальным вниманием международной медицинской общественности. Столь резкого «перепада температур» во взаимоотношениях с Глобальным Фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (он, напомним, утвердил заявку Украины на сумму в 92 млн. долларов сроком на пять лет для реализации проекта «Преодоление эпидемии ВИЧ/СПИД в Украине»), не ожидал, наверное, никто. Тем не менее случилось так, что Фонд решил приостановить помощь Украине и сообщил об этом спустя ровно год после подписания в Женеве первых грантовых соглашений с Минздравом. Тогда украинская сторона в лице министра Андрея Пидаева заявила, что «будет придерживаться курса интенсивного партнерства в ответ на развитие эпидемии». А кроме того, очень гордится тем, что удостоена чести быть членом правления Фонда.
В конце января представители секретариата организации приехали в Украину, дабы выяснить, как «сработали» 7, 5 млн. долларов, которые они уже успели перечислить. Официальное резюме оказалось довольно резким: поставленных целей вряд ли удастся достичь, если программа и далее будет осуществляться через утвержденных ранее основных реципиентов. Причина — из перечисленных 7,5 млн. долларов страной было потрачено немногим больше 740 тысяч. И это, по мнению Фонда, свидетельствует о том, что до апреля 2005 года страна не сможет продемонстрировать свои достижения.
С другой стороны, в том же официальном заявлении значилось, что кое- какие шансы у Украины все же остаются. «Мы понимаем, что ваша страна нуждается в деньгах, — заявил директор Фонда Ричард Фичем, — следовательно, вопрос состоит лишь в том, чтобы принять меры и вернуть программу в нужное русло». Кроме того, в интервью Би-Би-Си он подчеркнул, что приостановка финансирования станет своего рода уроком — в будущем она поспособствует более эффективному использованию средств.
Очевидно, урок предназначался Минздраву. Притом, что получателями денег в Украине были еще ПРООН и Украинский фонд борьбы с ВИЧ-инфекцией, претензии возникли именно к основному медицинскому ведомству. Мол, процесс принятия решения здесь излишне бюрократизирован, а Глобальный Фонд — финансовая институция, которая стремится к эффективному использованию средств и достижению результатов.
Официального комментария пока не последовало. Но как стало известно корреспонденту «Дня», здесь имеют собственную точку зрения по поводу сложившейся ситуации. Во время встречи вице-премьер-министра Дмитрия Табачника с представителями организации-донора, последние подчеркнули, что не имеют никаких претензий к Координационному механизму страны. И вдруг спустя несколько дней они прислали официальное «нет». Версия, почему «направление ветра» так резко переменилось, существует. Две стороны «не сошлись характерами» в вопросе закупки препаратов для антиретровирусной терапии. Вопрос этот, кстати сказать, немаловажный, вернее немалоденежный — на закупку данных препаратов должно было идти 67% всех средств. Украинская сторона провела тендер, согласно ранее утвержденным Фондом процедурам и проинформировала о его результатах донора. Однако, в течение 80 дней донор молчал. Не заручившись его согласием, Минздрав не мог предпринимать дальнейшие шаги. Ранее Глобальный Фонд настоятельно рекомендовал закупать препараты лишь у ЮНИСЕФ, но, по подсчетам министерства, это обошлось бы, ни много ни мало, на 1,5 млн. долларов дороже.
Из многих вопросов, которые бы могли возникнуть по поводу данного инцидента, думается, основной: как это отразится на ВИЧ-ситуации в Украине. На деньги Глобального фонда очень рассчитывали. Как ни как, в госбюджете- 2004 год на борьбу с инфекцией заложено всего 14 млн. гривен. Имеется, правда, и программа на период с 2004 по 2008 год, на которую в общей сложности планируется выделить 202, 1 млн. гривен. Но с учетом того, что лишь антиретровирусная терапия обходится приблизительно в 1000 долларов в год на человека, а необходима она нескольким тысячам — заложенные суммы представляются, мягко говоря, недостаточными. Еще четче характеризует сложившуюся в Украине ситуацию — прирост заболеваемости. Ежегодно только по официальным данным в стране становится на тысячу ВИЧ-инфицированных больше.
Однако Минздрав выход видит. Здесь утверждают, что свои обязательства перед теми, кто нуждается в антиретровирусной терапии, выполнят. На этот год лекарства есть, а затем Украина планирует самостоятельно производить антиретровирусные препараты, что позволит втрое снизить себестоимость терапии.
На данный момент, как удалось выяснить «Дню» через источник, близкий к Кабмину, возможно решение о возврате Фонду выделенных им денег. Вероятнее всего, их возьмут из правительственного эпидфонда — «копилки», которая используется в случае чрезвычайных эпидпроисшествий. Кроме того, как известно, Украину в вопросах борьбы с ВИЧ поддерживает Мировой банк, а с учетом сложившейся ситуации планируют, что сумма, заложенная в бюджете на ВИЧ-СПИД проблемы, в проекте на 2005 год заметно возрастет.