Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стратегические партнерства без стратегии,

или Почему этот инструмент не работает в интересах Украины
13 мая, 2010 - 20:05

Со времени провозглашения независимости руководство Украины вооружилось инструментом стратегического партнерства для приобретения друзей на международной арене. И в результате сегодня Украина имеет около двадцати стратегических партнеров, которые избираются и декларируются без отношения к Стратегии внешней политики. Украинские «стратегические партнерства» существуют не как компоненты политического процесса, а как отделенные части отсутствующей системы.

Европейский Союз, который, кстати, в числе украинских стратегических партнеров не отмечается, можно взять в качестве примера для подражания в использовании инструмента партнерства. Европейские бюрократы слов на ветер не бросают. Отношения в рамках «стратегического партнерства» были названы европейскими власть предержащими не иначе, как «клубом для избранных», и строятся на основе детальных технических двусторонних документов. Теперь в этот клуб входят девять стран, каждая из которых является мощным мировым или региональным лидером: Бразилия, Китай, Индия, Япония, Мексика, Россия, Южная Африка, США и Канада. Для всех других важных игроков — в том числе для соседей — существуют другие определения: ассоциируемое партнерство, партнерство и сотрудничество, восточное партнерство и тому подобное. И, соответственно, другая политика.

В Украине инструмент стратегического партнерства не работает в пользу ее интересов и используется бессистемно и хаотично. Стратегическое партнерство с Украиной теряет ценность для тех стран, от которых Украина могла бы извлечь реальную пользу.

Большинство провозглашенных партнерских отношений имеет декларативный характер. По форме существующие меморандумы, декларации и хартии — общие документы, которые не определяют конкретные сферы сотрудничества и не содержат обстоятельных планов их реализации.

Официального списка стран, являющихся стратегическими партнерами Украины, не существует. Двадцати провозглашенным партнерствам соответствуют только восемь реальных двусторонних документов, подписанных с Азербайджаном, Болгарией, Грузией, Канадой, Польшей, Российской Федерацией, США и Узбекистаном. Все прочие партнерства имеют либо сугубо риторическое подтверждение — например, с Китаем, Израилем, Финляндией, Аргентиной, Словакией, Германией и Индией, либо совокупно рассматриваются как группа с общим признаком — в частности, географические соседи Украины, ссылки на которых подаются в постановлении Верховной Рады Украины «Об основных направлениях внешней политики Украины». Такой подход является настолько же абсурдным, как, к примеру, «устное» принятие законов и, как следствие, девальвирует стратегическое партнерство как инструмент внешней политики.

Глубина отношений с одними стратегическими партнерами не отвечает глубине отношений с другими. Не удивительно, что Виктор Янукович во время своего первого визита в Брюссель на должности Президента Украины, говоря о приоритетах украинской внешней политики, ни одним словом не упомянул ни Аргентину, ни даже Грузию. Зато среди внешнеполитических приоритетов были названы интеграция в Европейский Союз, возобновление дружеских отношений с Россией, построение добрососедских отношений со странами-соседями и стратегическое партнерство с США. Конечно, Аргентина и Грузия по уровню развития отношений с Украиной не могут конкурировать с ЕС и Россией. Однако в таком случае они — не стратегические партнеры, как заявлено.

Следовательно, то, что в мировой практике называется стратегическим партнерством, в Украине отсутствует. У нас стратегическое партнерство не имеет существенных отличий от просто партнерства или функциональных двусторонних отношений. Для того чтобы все задекларированные стратегические партнерства заработали, необходимо либо углублять, либо пересматривать отношения — в любом случае одинаково для всех.

В такой ситуации решение — разработка Стратегии внутренней и внешней политики, которая определила бы национальные интересы, цели и партнеров Украины в их достижении. Такой закон готовят и обещают представить уже в начале июня. Однако неизвестно, какие факты и убеждения учитывают во время подготовки этого документа и будет ли он реалистичным. Если не будет — украинские стратегические партнерства будут оставаться привлекательной упаковкой без содержания, которое нивелирует значение Украины как международного партнера и лишает углубленные двусторонние отношения общей цели и пользы.

Екатерина ЗАРЕМБО, Международный центр перспективных исследований, Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ