Главным последствием международной жизни 2000 года для Украины считаю заметное снижение международного авторитета высших эшелонов власти. Коррупция не просто отталкивает от нас столь необходимого зарубежного инвестора, но и лишает более-менее серьезных аргументов самых пылких сторонников предоставления нам поддержки в западном научном и политическом истеблишменте. Заняв одно из последних мест по этому показателю в специальном реестре организации «Международная прозрачность», Украина в 2000 году вынуждена была больше бороться за имидж, чем спокойно и методически решать текущие проблемы реализации европейского выбора. Как засвидетельствовал недавний саммит Европейского Союза в Ницце, мы не сумели сократить условное расстояние, отделяющее нас от стандартов и критериев ЕС. Если не произойдет столь ожидаемого многими украинцами чуда, то в ближайшие годы ключевым во внешнеэкономической стратегии Украины останется северо-восточный вектор. На специальный анализ напрашивается тот факт, что главным источником негативистских пропагандистских кампаний на украинскую тематику периодически оказывалась влиятельная западная пресса. Дело в том, что она выражает интересы серьезного капитала, а это стимулирует к размышлениям особого характера. Независимо от того, насколько правильным и справедливым является утверждение о том, что негативизм касательно высших эшелонов власти нашего государства был спровоцирован извне, это негативно сказывалось на жизни среднего украинца.
Своим поведением западный мир буквально вколачивает нам в головы, что традиционными средствами зарубежного инвестора в Украину уже не привлечешь. Нужны неординарные и даже экстраординарные шаги. Одним из них мог бы стать самый либеральный в современной экономической истории закон о содействии зарубежным инвестициям. К примеру, наподобие аналогичного аргентинского закона. Но начинаться такой документ должен приблизительно такой фразой: «Закон предусматривает полное искоренение коррупции и гарантирует зарубежному инвестору независимость от посягательств чиновников «.
Как известно, надежда — последнее, что покидает человека, общество, нацию и государство. 2000 год, кажется, окончательно убедил нас всех в том, что дальше так жить нельзя. Осталось подтвердить, что мы так жить не будем. Тогда мир повернется к нам. Это случится неизбежно. А начать можно было бы с налаживания действительно стратегического партнерства с государствами, с которыми мы имеем соглашения о... стратегическом партнерстве.