Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стыд­но

13 августа, 2008 - 00:00

2 ав­гус­та в руб­ри­ке «Поч­та «Дня» по­я­вил­ся объё­мис­тый текст не­ко­е­го Алек­сан­дра Кра­ма­рен­ко под наз­ва­ни­ем «Мы все — жер­твы...» Уже бег­ло­го взгля­да на этот ма­те­ри­ал хва­та­ет, что­бы воз­ник­ло чув­ство, мяг­ко го­во­ря, удив­ле­ния. Ведь ко­ли­чес­тво «пер­лов» на­чи­на­ет заш­ка­ли­вать с пер­вых же аб­за­цев.

Ав­тор с са­мо­го на­ча­ла жа­лу­ет­ся: «По­че­му у нас аб­со­лют­но не прос­мат­ри­ва­ют­ся хо­тя бы кон­ту­ры на­шей на­ци­о­наль­ной эли­ты?». По­том — да­ет пе­ре­чень ве­ли­ких об­раз­цов прош­ло­го (в ко­то­ром ря­дом с Пет­лю­рой ока­зы­ва­ет­ся Нес­тор Мах­но) и за­ос­тря­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на том, что ря­дом с на­ци­о­наль­ны­ми ге­ро­я­ми «пред­ста­ет це­лый ряд не ме­нее из­вес­тных ук­ра­ин­цев, ко­то­рых, тем не ме­нее, на­ша ис­то­рия к на­ци­о­наль­ной эли­те вряд ли при­чис­лит». Сре­ди не­хо­ро­ших не­э­ли­тар­ных де­я­те­лей — Ни­ко­лай Го­голь, Ми­ха­ил Гру­шев­ский (!), Вла­ди­мир Вин­ни­чен­ко (!), Ва­си­лий Кук, Лев­ко Лу­кья­нен­ко (?!).

Пос­ле это­го мож­но бы­ло бы и не чи­тать, но даль­ше — еще ин­те­рес­нее.

Итак, пер­вых от вто­рых (то есть Мах­но от Лу­кья­нен­ко, нап­ри­мер), по мне­нию ав­то­ра, от­ли­ча­ет «спо­соб­ность до кон­ца отс­та­и­вать свое ук­ра­ин­ское ес­тес­тво, а с ним и ук­ра­ин­ское де­ло... Имен­но за это от­ли­чие Мос­ква без­жа­лос­тно унич­то­жа­ла и ис­тя­за­ла пер­вых и про­ща­ла, а иног­да да­же ле­ле­я­ла, вто­рых» (как Мос­ква ле­ле­я­ла Лу­кья­нен­ко, Кра­ма­рен­ко, ви­ди­мо, при­за­был).

Пос­ле та­ких глу­бо­ко­мыс­лен­ных рас­суж­де­ний жер­твен­но­го и об­ра­зо­ван­но­го ав­то­ра на­чи­на­ет бес­по­ко­ить судь­ба ук­ра­ин­ско­го крес­тьян­ства. По­лив гря­зью рос­сий­ских крес­тьян («...на­ции от­ли­ча­ют­ся сво­и­ми мен­таль­ны­ми чер­та­ми... В не­ко­то­рых пог­ра­нич­ных об­лас­тях Ук­ра­и­ны и Рос­сии рас­сто­я­ние меж­ду ук­ра­ин­ски­ми и рос­сий­ски­ми се­ла­ми — нес­коль­ко ки­ло­мет­ров... Крес­тья­н-ук­ра­ин­цев «не тя­ну­ли» в эти со­сед­ние се­ла их не­оп­рят­ность, бес­хо­зяй­ствен­ность мно­гих их жи­те­лей, сплош­ной мат в бы­ту, а до не­дав­не­го вре­ме­ни — со­вер­шен­но раз­ные доб­рач­ные от­но­ше­ния меж­ду де­вуш­ка­ми и пар­ня­ми»), пе­ре­хо­дит к дей­стви­тель­но чув­стви­тель­ной те­ме — Го­ло­до­мо­ру. Нес­коль­ко об­ще­из­вес­тных фак­тов — и вот, на­ко­нец, при­чи­ны тра­ге­дии: «на то вре­мя в По­лит­бю­ро ЦК ВКП(б) бы­ло бо­лее чем дос­та­точ­но лю­дей, хо­ро­шо зна­ю­щих То­ру, в ко­то­рой, меж­ду про­чим, пи­са­лось, к ка­ким мен­таль­ным из­ме­не­ни­ям в сре­де его жертв при­во­дит ис­кус­ствен­ный, то есть аб­со­лют­ный, го­лод. Во вся­ком слу­чае, Лев Троц­кий (Лей­ба Брон­штейн) еще в 1921 го­ду по­пу­ляр­но объяс­нил ук­ра­ин­ским крес­тья­нам, что нас­то­я­щий го­лод нас­ту­пит у них тог­да, ког­да их жен­щи­ны нач­нут есть соб­ствен­ных де­тей. /.../ че­ло­век прев­ра­ща­ет­ся в ра­ба то­го, кто га­ран­ти­ру­ет ему ежед­нев­ный ку­сок хле­ба. Мож­но до­пус­тить, что имен­но об этом го­во­ри­ли Ста­ли­ну зна­то­ки То­ры из его бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния».

Ну на­ко­нец отк­ры­лась ис­ти­на, на­ко­нец по­нят­но, для че­го пи­са­лось! А кто же еще мог та­кое сде­лать?! Кто у нас во­об­ще всег­да ви­но­ват во всех бе­дах? Ко­неч­но, лю­тые зна­то­ки То­ры! Что­бы вы да­же не сом­не­ва­лись: Кра­ма­рен­ко точ­но зна­ет!

Впро­чем, ос­ве­дом­лен­ность Кра­ма­рен­ко дос­ти­га­ет и не та­ких вы­сот, хо­тя он и не всег­да дру­жит с эле­мен­тар­ной ло­ги­кой: «раз­ве мож­но срав­нить по мо­раль­ным ка­чес­твам, ска­жем, то­го же Ми­ха­и­ла Гру­шев­ско­го и его кол­ле­гу Вла­ди­ми­ра Лит­ви­на?» Но ведь, по­го­ди­те, мы же нес­коль­ки­ми аб­за­ца­ми вы­ше уз­на­ли, что Гру­шев­ский — это псев­до­э­ли­та, его же Мос­ква ле­ле­я­ла, ка­кие же у не­го мо­раль­ные ка­чес­тва мо­гут быть?

Жер­твой че­го яв­ля­ет­ся сам Кра­ма­рен­ко — то ли пси­хи­чес­ко­го рас­строй­ства, то ли прис­ту­па ра­сис­тской гра­фо­ма­нии, то ли соб­ствен­ной без­дар­нос­ти, то ли все­го вмес­те — не­важ­но и не­ин­те­рес­но. По­то­му как се­рьез­но об­суж­дать пи­са­ни­ну та­ких вот кра­ма­рен­ко, а тем бо­лее спо­рить с ее ав­то­ра­ми — нап­рас­ное де­ло. Прос­то стыд­но, что это на­пе­ча­та­но у нас. По­э­то­му, что­бы хоть как-­то по­мочь ре­пу­та­ции на­шей га­зе­ты, при­но­шу чи­та­те­лям «Дня» из­ви­не­ния за то, что эта убо­гая фа­ши­зо­ид­ная пи­суль­ка по­я­ви­лась на стра­ни­цах на­шей га­зе­ты.

Дмит­рий ДЕ­СЯ­ТЕ­РИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ