Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Светлый князь из «темных веков»

Острожская академия и газета «День» объявляют 2010 год Годом князя Константина Ивановича Острожского (1460 — 11 сентября 1530)
5 февраля, 2010 - 00:00

Прошлый год, как известно, в газете «День» был Годом Ивана Мазепы. Это решение мы совместно с Национальным институтом истории Украины приняли задолго до президентского указа и официальных мероприятий. Идея вызвала огромный интерес. Благодаря нашим авторам мы по-новому открыли для себя гетмана Мазепу.

Год 2010 решением газеты «День» и коллектива Национального университета «Острожская академия» (утверждено на заседании ученого совета НАУОА от 28 января 2010 года) в связи с 550-летием со дня его рождения решено посвятить фигуре великого, однако еще мало известного украинского князя Константина Ивановича Острожского. Таким решением мы надеемся привлечь внимание украинцев к этому неизученному периоду в истории нашего народа и к величественной фигуре князя.

Будем рады вашим исследованиям, мыслям и идеям.

К самым выдающимся полководцам и политическим деятелям прошлого Украины принадлежал князь Константин Иванович Острожский. Он выиграл большое количество битв, из которых несколько имели международное значение. Благодаря его деяниям центрально-восточная Европа имеет европейское, а не азиатское лицо. Он способствовал утверждению в Украине магдебургского права и ренессансной культуры. При этом пытался сохранять традиции, существовавшие на украинских землях. В частности, сделал немало для сохранения и развития здесь православия, в то же время приспосабливая его к условиям раннемодерных времен.

Также Константин Иванович воспринимался современниками почти как суверенный правитель. Тем более что он был наделен некоторыми привилегиями, полагающимися независимым правителям. Деяния князя объективно способствовали утверждению идеи, что Русь-Украина — это земля, которой правят свои суверены. На самом же надгробии Константина Ивановича, находившемся в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, князь был изображен с короной. Несмотря на то, что о Константине Ивановиче много писали и его современники, и «ближайшие потомки» в XVI-XVII вв., имя этого выдающегося деятеля со временем «забылось». Это было связано с разными факторами. В частности, российская историография пыталась не обращать внимания на этого деятеля. Ведь он разгромил многотысячную русскую армию под Оршей и спас Великое княжество Литовское от русской оккупации. Для украинских историков, которые находились, да и находятся под влиянием народнических стереотипов, Константин Иванович оказался «неинтересным». Ведь это не «народный вождь», а князь.

Однако в современных условиях, когда Украина, наконец, стала самостоятельным государством, очевидно, стоит несколько иначе взглянуть на нашу историю и на таких государственных деятелей, как Константин Иванович. Тем более что этот деятель интересен с точки зрения наших евроинтеграционных перспектив. Ведь в некоторых центральноевропейских странах, ставших членами Европейского Союза, он воспринимается как их герой. В частности, это касается Польши и Литвы. А для национально сознательных белорусов Константин Иванович, считайте, национальный герой №1.

Вышеприведенные факты дают основания обратить внимание на Константина Ивановича Острожского. Тем более что в этом году будет абсолютно круглая дата — 550 лет со дня его рождения.

Учитывая все это, газета «День» вместе с Национальным университетом «Острожская академия» решила объявить нынешний год Годом князя Константина Ивановича Острожского.

«МУЖ НЕВЕРОЯТНО ПРОСЛАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Современники князя Константина Ивановича Острожского (а это часто были люди, подвергшиеся влиянию ренессансной культуры), чтобы подчеркнуть военные заслуги и доблесть этого деятеля, сравнивали его со знаковыми личностями античности. Например, папский легат в Польше Пизони в 1514 г. писал: «Князь Константин может быть назван лучшим военачальником нашего времени». И сравнивал его с основателем Рима Ромулом. Такое сравнение не только «мода», присущая людям эпохи Возрождения. Это свидетельство больших заслуг князя в глазах человека, принадлежавшего к другому культурному и конфессиональному пространству. А польский король Сигизмунд Старый, предоставляя одну из привилегий Константину Ивановичу в 1527 г., писал: «Он вполне резонно может быть сравнен не только с современными военачальниками, но и со знаменитыми мужами древности». Выдающийся польский ренессансный хронист Матвей Стрыйковский называл Острожского «вторым Аннибалом, Пирром и Сципионом русским и литовским..., мужем светлой памяти и невероятно прославленной деятельности». Большая похвала князю помещена в «Волынской короткой летописи» (середина ХVI ст.) — произведении, в котором оригинально сочетаются древнерусские и ренессансные традиции. Также князя прославляли украинские ренессансные латиноязычные поэты, в частности Симон Пекалид в поэме «Об Острожской войне...» (1600).

Конечно, Константин Иванович стал знаменитым не сразу. Слава к нему пришла в зрелых летах. О его молодых годах почти ничего не известно. Впрочем, ничего странного в этом нет. Родился он в так называемые «темные века», когда украинские земли, пережив монголо-татарское нашествие, стали объектом постоянных наездов ордынцев. В то время культурная жизнь Украины пришла в упадок, то же случилось и с летописанием. Поэтому о событиях в Украине в те времена имеем лишь скупые фрагментарные свидетельства. Отсюда и «темные века».

Константин Иванович принадлежал к князьям династии Острожских. Уже при сыне этого князя, Василии-Константине, распространяются разнообразные генеалогические легенды об этом роде. Предками Острожских часто называли князей Владимира Великого и Данила Галицкого. Насколько эти легенды отвечали реалиям, исследователи до сих пор продолжают спорить. Однако многие утверждают, что на самом деле Острожские ведут свое происхождение от древнерусских князей.

Сам же род Острожских становится известным после распада Галицко-Волынского княжества. Первый известный представитель этой династии, князь Данило, вел борьбу против завоевания Галичины польским королем Казимиром Великим. Его сын Федор считается участником Грюнвальдской битвы, защитником украинских земель от татарских наездов. Окончил он свою жизнь в Киево-Печерской лавре как монах.

Можно говорить и о других известных представителях этой княжеской династии. Они активно участвовали в военно-политической жизни не только украинских земель. Например, князь Федор (Фредерик) Острожский стал участником гуситских войн и осел в Чехии.

Константин Иванович, предположительно, родился в 1460 г. Эта дата установлена таким образом. Есть свидетельство А. Кальнофойского, что князь прожил 70 лет. Умер он в 1530 г. Соответственно, 1460 г. правомерно считать датой его рождения.

Несколько странным кажется наречение его именем Константин. Дело в том, что в тогдашних украинских княжеских династиях обычно существовали традиционные мужские имена, повторявшиеся из поколения в поколение. Для Острожских такими были Данило, Василий. Имя же Константин не фигурировало.

Как известно, в православной традиции имя св. Константина Великого, в честь которого был назван наш герой, имело большую символическую нагрузку. Ведь во времена императора Константина христианство стало официальной религией Римской империи. Поэтому имя Константин воспринималось как имя защитника христианства. Именно так оно подавалось в панегириках князьям Острожским. Действительно, Константин Иванович «соответствовал» своему имени. Он немало сделал для защиты и развития православия на землях Великого княжества Литовского.

Очевидно, Константина Ивановича крестили в день св. Константина, который приходился на 21 марта. Поскольку, как правило, крещение происходило приблизительно через 40 дней после рождения, можно считать, что князь родился где-то в середине февраля 1460 г.

О молодых годах князя ничего не известно. Вероятно, он учился военному делу, в частности, совершал походы на крымских татар, войны с которыми стали приобретать постоянный характер. Первые документально засвидетельствованные упоминания о Константине Ивановиче приходятся на 1486 г.

Звездным для князя стал год 1497 г. Вместе с братом Михаилом он весной и летом разгромил татар, отобрал у них пленников и награбленное имущество. Особо сокрушительное поражение нанес татарам во время второго похода, когда взял в плен сына крымского хана Махмеда Гирея. Эти походы были частью широкомасштабных операций, которые вели польский король и великий князь литовский против татар и их союзника молдавского господаря.

В том же году Константин Иванович за свои боевые заслуги получил земельные пожалования, ставшие своеобразным ядром земли Острожской (села Здовбицу, Здолбунов, Дермань, Лебеди, Кунев и др.), а также стал великим гетманом литовским. Тогда ему исполнилось 37 лет — для великого гетмана возраст очень молодой. По крайней мере, нет сведений о том, чтобы до той поры в Польше или княжестве Литовском великими гетманами становились в таком возрасте.

В следующем, 1498 г., Константин Иванович получил должности брацлавского, звенигородского и винницкого старосты. Они не приносили больших доходов. Все эти староства были порубежными, своеобразными заграждениями от татар.

Большое значение князь придавал постройке оборонных сооружений. Благодаря его стараниям в 1498 г. поселение Дубно получило статус города, а в 1507 г. — магдебургское право. Константин Иванович сознательно пытался перенять принципы самоуправления, характерные для западноевропейских городов того времени. Дубно стало одной из самых больших крепостей юго-восточной Волыни, сдерживая татарские наезды. Оно со своим крепким замком выступало в качестве одной из «столиц» князей Острожских. Фактически Константин Иванович, получив за свои военные заслуги значительные владения в юго-восточной Волыни, выстроил оборонную систему из замков, в состав которых, кроме Дубно, входили Острог, оборонные сооружения которого были значительно укреплены, Ровно, Дорогобуж, Полонное, Звягель, Чуднов и другие.

Также князь немало сделал для отражения русских нападений на земли Великого княжества Литовского. Известный исследователь, профессор В. Ульяновский справедливо отмечает: «...Главным в жизни Константина Ивановича стала война. Великий гетман литовский принимал непосредственное участие во всех акциях и военных походах против татар и турок, а также против великого князя Московского. В обоих случаях смыслом борьбы была защита государственной территории и людей. Интересно, что принцип веры как будто не действовал, хотя летописи в описании битв подчеркивали особую жестокость магометан. Но для князя Острожского разница между врагами Литвы заключалась лишь в способе военных походов татар и московитов, что требовало разной тактики ведения военных баталий. Собственно, вся деятельность К.И. Острожского как военачальника опровергает идеологему православных авторов ХІХ в. (которая проникла и в советскую, и частично даже в современную историографию) относительно оппозиции «единоверной Руси» и «мусульманского Востока». Военные походы Острожского проводились по принципу: свой — чужой. При этом «чужим» был тот, кто имел цель захватить какие-либо земли Великого княжества Литовского, ограбить его территории или вывести население. Следовательно, речь должна идти не только о политической лояльности князя литовской власти, но о чувстве государственного патриотизма, которое превышает религиозное «родство». В целом считается, что князь принял участие в более чем 60 или 70 битвах, значительную часть из которых выиграл.

В 1500 г. случилось событие, которое на долгое время выдернуло Константина Ивановича из политической жизни Великого княжества Литовского. В этом году началась война между этим государством и Великим княжеством Московским. Московским войскам удалось захватить несколько «литовских», собственно, украинских и белорусских, городов и подойти к Смоленску. 14 июля состоялся генеральный бой на реке Ведрош. Московское войско по численности существенно превосходило «литовское», возглавляемое Константином Ивановичем. Не удивительно, что в такой ситуации «литовцы» потерпели поражение, а князь попал в плен, где пробыл около семи лет.

Московиты не хотели отпускать Константина Ивановича ни за какую цену, надеясь использовать его таланты, и уговаривали пойти на службу к московскому князю. Понимая, что ему не удастся освободиться, он принял присягу. Но когда появилась наименьшая возможность убежать, воспользовался ею. Понятно, русская историография не могла простить ему такой «грех» и характеризовала князя как «божного врага и государева изменника».

Вернувшись из плена, Константин Иванович получил снова гетманскую булаву. Этот факт свидетельствует, насколько высоко ценили его как полководца. На протяжении многих последующих лет князь преимущественно воевал со «степью». Константин Иванович получил ряд блестящих побед над превосходящими силами татар. Наиболее резонансной была победы в битве на Лопушнянском поле под Вишневцом (28 апреля 1512 года) и у реки Ольшаницы на Киевщине (6 февраля 1527 года). В первом и втором случаях, по свидетельствам современников, были разбиты орды численностью свыше 20 тыс. человек. И это притом, что войска, которыми командовал Константин Иванович, были значительно меньшими по численности. Эти победы над преобладающими силами противника стоит объяснить военным талантом князя, а также и тем, что он смело использовал новинки военной техники. В частности, Константин Иванович стал одним из первых военачальников, который начал применять полевую артиллерию.

Но одной из самых блестящих побед князя стала битва под Оршей, где он продемонстрировал непревзойденный военный талант. В 1512 г. началась новая московско-литовская война. Ситуация была критической. Московские войска заметно превосходили армию Великого княжества Литовского. Константину Ивановичу как большому гетману были предоставлены особые, фактически диктаторские права. Он даже получил право приговаривать к смерти. Отправляясь в поход, князь, не имея уверенности в том, что ему удастся остаться в живых, составил завещание.

Тем временем московские войска упрямо продвигались вперед. Они взяли Смоленск. У них были все шансы разгромить войска Великого княжества Литовского, которые количественно им уступали, и оккупировать это государство. Если бы это случилось (а к тому шло), история стран центрально-восточной Европы была бы несколько другой. Уже в XVI в. земли и Белоруссии, и Литвы, и частично Украины оказались бы в составе Московии. И в будущем они могли стать частью «этнической России», как это произошло с Новгородскими землями, Брянщиной или с белорусской Смоленщиной.

Ситуацию спас именно Константин Иванович. 8 сентября 1514 года князь, имея под своим командованием около 30 тыс. человек, вступил в бой с 80-тысячной русской армией на реке Кропивне под Оршей. В этой битве Константин Иванович сумел, прибегая к разным военным хитростям, дезорганизовать армию противника.

Разгром русской армии под Оршей стал поворотным пунктом в этой войне. Московиты вынуждены были отказаться от последующего наступления на земли Великого княжества Литовского и сосредоточились на обороне занятых территорий.

Битвы под Вишневцом, Оршей и другие прославили Константина Ивановича. Ему организовали торжественный триумф в Вильно, Кракове. Король даже предоставил ему право пользоваться печатью из красного воска, что на то время считалось прерогативой самостоятельных правителей. До конца жизни Константин Иванович оставался гетманом Великого княжества Литовского. В 1511 г. стал кастеляном Виленского замка, а в 1522 г. — троцким воеводой. Эти должности считались наивысшими в иерархии власти Великого княжества Литовского.

Также Константину Ивановичу, благодаря великокняжеским милостям за военные заслуги, удалось значительно увеличить владение своего домена. Он стал одним из наиболее крупных землевладельцев Литовского княжества. Однако свое состояние отдавал на военные потребности.

Кроме военных дел, Константин Иванович большое внимание уделял делам церковным и культурным. Благодаря его содействию были значительно укреплены позиции православной церкви в Великом княжестве Литовском, основано немало православных храмов и монастырей в Вильнюсе, Новогрудке, Дубно, Остроге, Турове, Межиричах, Дермани и других городах и селах. Интересно, что некоторые храмы по распоряжению Константина Ивановича строились в ренессансном духе. В частности, к таким принадлежал Богоявленский собор в Остроге. Особое внимание князь уделял Киево-Печерскому монастырю. Судя по некоторым фрагментарным сообщениям, он пытался создать при больших монастырях культурные центры.

Приведенные факты дают основания считать Константина Ивановича не только выдающейся фигурой украинской истории. Это был деятель международного масштаба. Более того, это человек, благодаря которому история центрально-восточной Европы несколько «изменила русло». И уже это стоит того, чтобы более внимательно присмотреться к его деятельности.

Петр КРАЛЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ