Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Свидетельства» эпохи

9 июля, 2004 - 00:00

«Черты и резы» — так называется авторская выставка, которая открылась в столичной галерее «Триптих». Трактуется это словосочетание как условное название знаков календарной системы, изображение которых было найдено на ритуальных сосудах II — IV вв. в поселках Лепесовцы и Черняхове. Древние славяне с их помощью «чтааху» — считали, и «гатаху» — гадали на будущее.

«На моих работах, — говорит художница, автор выставки Татьяна Киселева, — «черты и резы» — это стежок иглой и ниткой, мой отсчет времени, мое прошлое и будущее». Работы мастера рельефные и ажурные. Иногда с хаотическими или намеренно небрежными стежками, элементами кружева или лоскутков из старинных украинских рушников, вышитых гладью, цветов. Дилетанту сначала несколько трудно идентифицировать композиции: это вышивка или картины. Художница называет свои работы текстильными композициями. «Я использую только натуральные материалы, — рассказывает Татьяна Киселева, — домотканное, льняное и конопляное полотно». Однако в ее композициях встречаются также элементы лент, бисер, раковины, оригинальные пуговицы, керамика. Художница отмечает, что к творчеству ее вдохновляет эпоха язычества и времена первых христиан. По словам Татьяны, сейчас во всем мире наблюдается тенденция обращения к своим исконным традициям, к настоящему. И это касается как украинской вышивки, так и индийской, китайской или узбекской. «Интересным является и оригинальный конгломерат различных стилей вышивки, скажем, можно неповторимо сочетать индийскую вышивку с украинским «крестиком», — говорит Татьяна Киселева. Идея же, которая объединяет творчество самого мастера, — посредством «черт и рез» переосмыслить утилитарное назначение полотна, открыть новую пластику текстильных форм. А в стремлении выразить эту мысль она пытается преодолеть грань, которая разделяет три вида искусства: графику, живопись и скульптуру.

Как отмечает художница, ценными для нее являются старинные полотна и вещи, которые несут в себе «свидетельства» той эпохи: грубые швы, необработанные края, особый цвет. Важно, чтобы вещи хранили в себе время и энергетику людей, которые это творили. Старейшее же полотно, которое попало в руки художницы датируется концом ХIХ века.

Олеся ПАЛАМАРЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ