Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Свободное дыхание

2 апреля, 2004 - 00:00

Навстречу гостям Польша расстилает свои отремонтированные на средства Европейского Союза шоссейные трассы. Ровный шорох колес по асфальту сразу убаюкивает после родных выбоин. А там, в конце дороги, вас ожидают по-домашнему немного стоптанные тротуары Варшавы и Кракова — улицы, живущие вместе с людьми. На краковском Рынке хозяйничают голуби — такие же простенькие и пепельные, как его тротуары, отнюдь не романтичные белые красавцы, а абсолютно уверенные в своих правах бюргеры — но ведь как тепло прикосновение их крыльев, когда они садятся вам на плечи, требуя свою дань — печенье.

Как стая голубей, бурлит туристическо- студенческий Краков. Старинному Ягеллонскому университету удалось стать настоящим международным образовательным центром. Сюда приезжают и потусоваться, и поучиться. Город дышит импровизированными концертами, музыкой костельных колоколов и цокотом лошадиных копыт.

Настойчивые краковские голуби предлагают быть самими собой. Предлагают так же, как сотни маленьких лавочек со множеством сортов чая или кофе, всяческими побрякушками или восточным хламом — абсолютно ненужным с точки зрения здравого хозяйственного смысла, но ведь как хочется себя побаловать, хоть немного побыть в их полутемном уюте! Этому желанию подчиняются не только туристы, но и сами жители Кракова или Варшавы. И становится радостно за людей, которые могут себе позволить зайти куда-то просто из любопытства, купить что-то, потому что просто понравилось, накормить ребенка очередным экзотическим сортом мороженого. Весной в Варшаве множество лотков с разноцветьем тюльпанов. Их продают по довольно демократичной, как на польские зарплаты, цене, — полтора злотого за штуку (доллар — 3,6 злотого). Их покупают — и не только в подарок профессорше или теще — но и просто так, для родных, знакомых и для себя.

Рядом с тюльпанами — небольшие художественные галереи. Здесь нет показного блеска псевдобогемы, здесь камерное искусство, особое художественное и жизненное пространство, без привкуса пластика и стеклобетона. Это другое понимание свободы. Даже модерные скульптуры Игоря Миторая, которые у кого-то вызывают восхищение, а у кого-то пренебрежение, вписываются в ансамбль старой Варшавы, потому что воспринимаются как искусство. Правда, есть в Варшаве и синтетика. Синтетическая пальма высится на одном из перекрестков (разумеется, в районе современной архитектуры). Довольно гармонично вписалась и шуршит ветвями, эдакий импровизированный памятник артистическому неистовству и юмору. Вполне симпатичная, на первый взгляд не отличить от настоящей! Искусство в Польше — массовое или более элитарное — может нравиться или не нравиться, но оно является собой, а не госзаказом, памятником местной власти или ее друзьям-скульпторам.

И конечно, отнюдь не являются мемориалами варшавские гостиницы, бизнес- или шоппинг-центры. Они могут быть красивыми или не очень, но опять-таки, это просто места для того, чтобы здесь работать, делать покупки, переночевать сутки- другие туристам или деловым людям. Модный ресторан в Польше в первую очередь должен быть известен своей атмосферой, а не стоимостью интерьеров. Например, простые настенные светильники из обломков мрамора и украшенный веточками «котиков» просторный, светлый зал — это в Варшаве стильно. А рестораны народной кухни в Кракове — это совсем не место, куда только американских туристов водят, показать им что это за диковинка — наши бедные опопсованные вареники и борщ. Сюда приходят обсудить важное дело, пообедать или поужинать просто потому, что здесь вкусно и уютно.

Похоже, что многие поляки знают: чтобы хорошо чувствовать себя, не обязательно строить из себя крутого. Можно просто хорошо делать свое дело, делать то, что тебе нравится. Это и является одним из проявлений гражданского общества. Например, министр культуры Польши Вальдемар Домбровский — вообще-то, выпускник факультета электроники Варшавской политехники, стажировался за рубежом, основал студенческий клуб, который прославился своими культурными мероприятиями. Потом руководил продюсерским центром, поставил первый в Варшаве спектакль, который финансировался из небюджетных средств, а став министром, сделал из бывшего зала цензурного просмотра фильмов один из самых известных столичных кинотеатров.

За несколько дней в Польше начинаешь понимать, почему тебе здесь хорошо. Ведь то, что тебе нравится в этой стране, на самом деле является и частью тебя. Шагаешь по улицам Кракова и вспоминаешь какую-то из улиц Львова. Думаешь, что от этой выставки был бы в восторге кто-то из твоих киевских друзей… Знаешь, что Варшаву после войны отстраивали из руин так же, как Киев, что с коммунизмом пытались распрощаться так же, как и мы. Но ведь распрощались! Вспоминаешь и о «шоковой терапии» и о том, что «Солидарности» сегодня уже нет... Но нет в Польше и олигархов, как у нас. Однако есть, например, «Газета Выборча» — издание, которое само зарабатывает деньги, которое хотело бы инвестировать украинские медиа-проекты, но не может принять наши «правила» бизнеса. Реформы пошли по другому пути?

Но этот путь заложен и в нашем генетическом коде. Ведь как много нас, предпочитающих скорость интеллекта нервной скорости автомобиля (Москва, 110 км/час: «Если будешь плестись, все поймут, что ты лох!»). Как много убежденных в том, что главное не то, сколько стоит твой костюм, а как он тебе идет, а вообще самое главное — это твой цвет лица! Как много уверенных в том, что одно из наибольших благ, которые мы стремимся заработать, выкладываясь «у станка» — это возможность остановиться и свободно вздохнуть столько, сколько хочется.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День», фото автора
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ